Домой Новости Книги Словарь Связь Поиск
 

Ларри Крабб

Поиски Бога

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

стр. 2

ВАЖНОСТЬ ПОИСКОВ БОГА

ЛИЧНЫЙ ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА

В воскресенье 3 марта 1991 года в 9:55 утра Боинг-737, принадлежащий американской авиакомпании, который должен был прибыть в аэропорт Колорадо Спрингз, врезался носовой частью в близлежащий парк. Все пассажиры (двадцать пять человек) погибли. Мой старший брат, Билл, был на этом самолете. Моя жена Рейчел и я сидели в церкви, когда один из старейшин постучал меня по плечу. “Тебя срочно зовут к телефону”, – прошептал он. Я последовал за ним в офис церкви и нажал на мигающую кнопку телефона.

– Алло, – произнес я.

– Лэрри? Это папа. Билл попал в аварию. Фиби только что позвонила из аэропорта. Мы не знаем, насколько плохи дела, но она совершенно растеряна. Не мог бы ты приехать туда?

Я вернулся в зал, где проходило богослужение, и прошептал Рейчел, что нам надо уходить. Старейшина, который позвал меня, ждал нас у дверей. Я рассказал ему о случившемся; он посмотрел на меня с глубоким состраданием. Первый раз в жизни выдержка изменила мне.

Дорога в аэропорт заняла около часа. Когда мы прибыли туда, он был переполнен людьми. Обычная, присущая аэропортам суета в этот раз была намного сильнее. Я остановил информированного представителя служб аэропорта и спросил: “Что произошло?”

– Самолет рейса 585 попал в аварию, упал к северу от аэропорта. Все пассажиры погибли.

Я отошел от него, остановился у обочины и просто сказал жене: “Билл мертв”. На мое сердце тяжелым камнем опустилась пустота. Никогда раньше я не ощущал такой пустоты.

ПУГАЮЩАЯ СТРАСТЬ

В течение первых двух недель после авиакатастрофы я много плакал. Я и сейчас время от времени не выдерживаю, когда что-нибудь напоминает мне об ужасной потере, которую перенесла моя семья.

Но через две недели после этого события я ощутил, что из моего сердца рвутся еще не пролитые слезы. Их порождало нечто более глубокое, чем скорбь о смерти Билла. Я сказал жене, что внутри меня происходит что-то странное. Зарождалась пугающая страсть. Тихие, еще не заметные толчки (ранние признаки надвигающегося землетрясения) сотрясали мою душу.

17 марта, в воскресенье, весь день я ощущал беспокойство и неловкость. Ночью я не мог спать. В полночь я выскочил из постели, достал Библию и отправился в свой уединенный кабинет.

По причинам, которые неясны до сих пор, стоило мне усесться, как плотина прорвалась. Жгучие слезы потоком хлынули из глаз и потекли по лицу. Я ослеп от горя. Минут двадцать я рыдал и выл, меня почти рвало. Я не издавал ни одного внятного слова, это был просто бешеный вопль невыносимо страдающей души. Я ощущал невыразимую скорбь, выходящую за пределы всего, что мне приходилось испытывать раньше. С ужасающей ясностью я осознал, что вместе со всеми остальными покинул Эдемский сад и больше не смогу туда вернуться.

И затем начали приходить слова. Я говорил вслух, сначала тихо, но постепенно переходя на крик. Я кричал, обращаясь к Господу: “Я не могу выносить этой правды. Жизнь мучительна. Я эгоистичен. Все невыносимо. Ничто не удовлетворяет. Ничто не приносит облегчения. Ни в чем хорошем нельзя быть уверенным. Нет покоя. Скорбь перевешивает радость. Я не смогу продолжать жить, если не узнаю Тебя лучше”.

Затем слезы прекратились так же внезапно, как и начались. Я тихо сидел и осознавал, что каким-то образом общаюсь с Богом, что самая глубинная часть моего существа прикоснулась к Нему. “Он, должно быть, доволен моим пылким желанием общаться с Ним”, – подумал я.

Мне было хорошо приблизительно с минуту. А затем меня словно ударило и я внезапно осознал: “Я озабочен собой! Я даже близко не прикасаюсь к Богу. Не о Нем я думаю, а о себе!» Слезы потекли вновь, на этот раз с еще большей силой.

Мое тело мучительно содрогнулось, когда я воскликнул: “Господи, я не знаю, как прийти к Тебе. Больше всего на свете мне нужно узнать Тебя, ощутить Твое присутствие, почувствовать Твою любовь. Но я не знаю, что делать. По какой бы дороге я ни пошел, все они вновь приводят ко мне. Я должен найти путь к Тебе.' Я знаю. Ты – это все, что у меня есть. Но я не знаю Тебя достаточно хорошо, чтобы Ты мог стать всем, что мне нужно. Пожалуйста, позволь мне найти Тебя”.

Если когда-нибудь я надеялся услышать раздающийся с молчаливых небес голос, то это был именно тот момент. Но ничего не произошло. Никакое мягкое сияние не озарило комнату. Никакой голос не прервал моего уединения. Я сидел один. И невольно я опять успокоился.

Слезы ушли, их источник совершенно иссяк. Я ощущал вялость. Отчаяние осталось, но острота его словно бы притупилась. Казалось, на свете есть только Бог и я.

Просидев еще несколько минут, я, обессиленный, тупо потянулся за Библией. Положив ее на колени, я смотрел на нее, не зная, в каком месте открыть.

Я вспомнил слова, произнесенные мною десять минут назад: “Мне нужно узнать Тебя, но я не знаю, как это сделать”. Тогда я мысленно, сначала невольно, а потом уже не в силах сопротивляться могучему влечению, обратился к Евр. 11:6: “А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает”.

Я открыл Библию в этом месте и прочитал написанные там слова четыре или пять раз. Они захватили меня, потому что обладают большой силой. Я был уверен, что когда-нибудь испытаю на себе их силу.

Давным-давно я оставил всякую надежду найти ключ к христианской жизни, который, будучи раз найденным, навеки оставался бы у меня в руках и по первому требованию отворял бы двери небесных тайн. Но в эту ночь я узнал, что Иисус Христос – это реальная личность, а небеса – реальное место и что христианская жизнь есть жизнь сверхъестественная. Я ощутил, хотя даже близко не подходил к наивысшей истине, что в этом отрывке кроется нечто важное для меня, то, что Бог замыслил показать мне, направляя меня к познанию Его.

Я вернулся в постель, не озаренный никаким новым пониманием этого стиха из Послания к Евреям. Но я ощущал странную уверенность, что меня ожидают сокровища, которые я должен добыть, и что я открою для себя истины, способные освободить меня и идеально отвечающие моей потребности найти Бога.

ПОИСКИ БОГА

В последующие несколько недель этот стих преследовал меня. Я не мог избавиться от мысли о нем. Я перечитывал эти слова снова и снова, размышлял над ними, изучал их контекст. Я вспоминал и обдумывал все, что знал из Священного Писания о том, как уже прощенная душа приходит к Богу. И я молил Бога дать мне мудрость.

Идеи, сформировавшиеся в моем сознании во время этих размышлений, представляют собой основу этой книги. В них нет ничего потрясающе нового, они так же стары, как и библейский текст, но мне они показались необыкновенно свежими. Сейчас я лучше понимаю некоторые вещи, которыми должно определяться наше восприятие жизни.

Я приглашаю вас пройти вместе со мной по тропе, по которой шел сам, пытаясь понять смысл, вложенный Богом в этот отрывок и во все Священное Писание. Только христиане могут ходить по ней, потому что они получили незаслуженное и удивительное Божье прощение, научились распознавать и презирать ненависть к Богу как самую страшную из всех бед для человеческой души.

Как могут не состоящие в браке, страдающие от одиночества мужчина или женщина найти Бога? Как могут лишившиеся ребенка родители радоваться Божьей благодати? Как обанкротившемуся бизнесмену, имеющему большую семью, пребывать в покое, опираясь лишь на то, что он знает о Боге? Как пребывающему в унынии и смятении, не видящему смысла в жизни подростку обрести достаточную уверенность в Боге, чтобы продолжать жить? Подумайте вместе со мной о том, что говорит автор Послания к Евреям людям, желающим найти Бога.

ЖИЗНЬ – ЭТО НЕЧТО БОЛЬШЕЕ, ЧЕМ СУЩЕСТВОВАНИЕ

Богословие наполняется жизненной силой, только выдержав нападение боли. И здравое богословие ведет нас через боль к более полному общению со Христом и, следовательно, к надежде, любви и радости. (Этот захватывающий отрывок из Библии никогда не будет во всей полноте понят человеком, читающим его в библиотечной тиши. Ставя научную точность и чистоту доктрины выше преображающей личность встречи с Богом, мы становимся ортодоксами и наша сухая вера ломает жизнь нам и окружающим. При этом мы не понимаем, что чисто умственное отношение к Писанию как к набору истин часто ведет к гордости, а не к смиренной благодарности Христу. Освободительное дуновение Евангелия не может проникнуть сквозь затворы нашего сознания.

Чтобы ощутить пульс Священного Писания и услышать сердцебиение Бога, мы должны принимать активное участие в жизненной схватке. Только тогда мы в полной мере познаем, что такое жизнь вне Эдемского сада. Если наши души станут слепыми и глухими к непрекращающимся битвам с грехом и разочарованием, которое испытывают павшие люди в павшем мире, то проведенное за чтением Библии время принесет плоды надуманного знания, а не освободительной истины.) Боль, открывающая наши сердца для поисков Бога, глубока. Она вовсе не похожа на боль азартного игрока в карты, недовольно бормочущего что-то из-за очередного проигрыша. Это не обычная психологическая боль, о которой мы так много слышим сегодня. Ее результатом является всего лишь острое желание больше нравиться себе и получать большее удовольствие от жизни. Скорее всего, это боль человека, желающего наслаждаться радостями, которых он не может найти, человека, опасающегося несчастья, которое кажется неминуемым. Эта боль заставляет нас замереть и задуматься о чем-то вне нас самих, о чем-то более важном и более интересном, чем все беспокойства о нашей личности и наших делах. Эта боль заставляет нас задавать бросающие в дрожь вопросы о жизни и Боге.

Боль, ведущую к здравому богословию, можно сравнить с опытом человека, ходящего глубокой ночью по старому дому. Он замирает при малейшем шорохе. Он стоит не дыша. Неведомый и невидимый призрак заставляет напрягаться каждый его нерв.

Только пугающее, парализующее и вызывающее благоговейный ужас сознание того, что мы за воротами Эдема, что обратного пути нет, а вокруг – сверхъестественные силы, заставит нас сделать остановку. И остановка эта должна быть достаточно долгой, чтобы мы научились быть восприимчивыми к тому, что выходит за пределы нашего непосредственного опыта. Только это даст нам чуткость и настороженность, благодаря чему мы сможем услышать слова, с которым Бог обращается к нам через Свое Слово. Бог вводит нас в новое измерение жизни. И эту новизну мы безошибочно узнаем.

Именно такого рода болью было наполнено мое сердце в ту ночь, когда я читал Послание к Евреям 11:6. Я хотел услышать Бога. Мне было необходимо Его услышать. Для меня не было ничего более важного, чем стремление найти Его. Подготовка к проповеди или компоновка мыслей для книги не имели в тот момент никакого значения. Я изо всех сил старался найти способ выжить.

Со страстью оленя, стремящегося к потокам вод, в поисках Бога я погрузился в Послание к Евреям 11:6: “А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Нему веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает”.

ТРИ ВАЖНЫХ ЗАМЕЧАНИЯ

Горя желанием понять этот отрывок в его контексте, я прочел всю главу, где говорилось о многих ветхозаветных героях веры. Мне бросилось в глаза, что это повествование трижды прерывается кратко сформулированным правилом, или замечанием. В первый раз это происходит в стихе 6, где объясняется, что значит прийти к Богу. Во второй раз в стихах 13-16. В них автор провозглашает, что эти ветхозаветные герои веры жаждали иного отечества – небесного. И в третий раз – в конце главы, в стихах 38–40, где подтверждается, что “Бог предусмотрел о нас нечто лучшее”.

Размышляя о богодухновенном решении автора поставить каждый из принципов на соответствующее ему место, я задавался вопросом: а не являются ли судьбы людей, упомянутых непосредственно перед формулировкой того или иного принципа, иллюстрацией к ним? Если это так, то автор Послания к Евреям говорил что-то вроде: “Если вы хотите понять сказанное мною в стихе 6, то вам нужно вернуться назад и поразмышлять о человеке, чья жизнь заставила меня думать о принципе, сформулированном в этом стихе. Когда я говорил о необходимости приходить к Богу, веря, что Он Тот, Кем Себя называет, и что в свое время Он вознаградит вас, я думал о Енохе. Изучайте жизнь Еноха, тогда вы поймете, как прийти к Богу и обрести Его!”

Я понимал, что не смогу вынести этой жизни вне райского сада, если не узнаю Бога лучше. В моей душе происходила яростная битва. Я знал, что мне не выйти из нее победителем. Я должен был либо отрицать беспросветность ситуации (но стоит ли познавать Бога, путь к Которому лежит только через отрицание реалий, подрывающих нашу уверенность в Нем?), либо попытаться притупить боль преходящими восторгами греха (но за кратким наслаждением, которое дает грех, следует длительное несчастье). Я также мог надеяться, что мне удастся своим повиновением убедить Бога благословить меня хорошим здоровьем, большими деньгами, удачно построенными взаимоотношениями и относительно спокойной жизнью (но Бог не похож на автомат для продажи сладостей, выдающий конфету, когда я кладу туда монету нужного достоинства).

Я должен был прийти к Богу на Его условиях. Меня обнадежили Его слова, с которыми Он обратился к страдающим людям во времена пророка Иеремии: “И взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим. И буду я найден вами, говорит ГОСПОДЬ” (Иер. 29:13-14).

Но что значит искать Бога всем сердцем? Прилагать больше усилий, чтобы повиноваться Ему? Меньше смотреть телевизор? Больше давать неимущим? Проводить на одно библейское занятие больше? Выделять больше времени для регулярной молитвы и изучения Библии? Молиться за большее количество людей? Слушать только христианское радио? Больше свидетельствовать? Делать меньше покупок? Лучше обращаться с требовательными служащими? Бодрствовать ночи напролет, проводя время в молитве?

Как искать Бога с уверенностью, что я найду Его именно таким образом, каким Он желает быть найденным? В поисках ответа я решил обратиться к жизни Еноха.

ЕНОХ ХОДИЛ ПРЕД БОГОМ

Первое упоминание о Енохе в Библии мы встречаем в Книге Бытия 5:18-24. В пятой главе дается одна из тех родословных, при чтении которых мы всегда испытываем искушение пропустить их или прочитать очень бегло. Но прочитайте внимательно всю главу и постарайтесь увидеть: может быть, здесь есть нечто выдающееся?

Обратите внимание, что в этой главе перечислены десять человек, начиная с Адама, затем Сиф и, наконец, Ной. Здесь мы видим четкую закономерность: в каждом случае Библия утверждает, что после того как данный человек стал отцом, он прожил определенное количество лет. Подчеркните слово жил в стихах 4, 7, 10, 13, 16, 19, 26 и 30 (в Синодальном тексте в стихе 4 вместо «Адам жил» сказано: «Дней Адама… было» – пирм. Перев.). О каждом человеке сказано, сколько лет он “жил” с того дня, как стал отцом, и до дня его погребения. Исключение составляют Ной (о чьей смерти говорится в ходе повествования позже) и Енох.

В стихе 22 написано: “И ходил Енох перед Богом, по рождении Мафусала, триста лет”. Другие люди просто жили. Енох ходил перед Богом.

В каком смысле “хождение перед Богом” отличается от “проживания” назначенных вам лет? Если я хочу прийти к Богу и действительно обрести Его, то, наверное, должен сперва задаться вопросом: я просто живу или хожу перед Богом? (Возможность хождения перед Богом продолжает ставить меня в тупик. Иногда такая перспектива кажется весьма отдаленной: Енох был библейским персонажем – я всего-навсего живущий в двадцатом веке американец. А порой меня озаряет с такой силой, что от радости перехватывает дыхание: “Я тоже мог бы самым настоящим образом ходить перед Богом!”)

Пророк Амос спрашивал: “Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?” (Ам. 3:3). Если я хочу ходить с Богом, то одно становится ясно сразу: мы должны идти в одном и том же направлении. И Бог не вступает в переговоры. Он приглашает меня присоединиться к Нему. Он никогда не отправится вместе со мной в мои порочные путешествия.

Курс, по которому следует Бог, ясен. Он посвятил Себя тому, чтобы “все небесное и земное соединить под главою Христом” (Еф. 1:10). Если я хочу идти вместе с Ним, то у меня нет другого выбора, кроме как присоединиться к Нему и следовать по тому же пути. Согласие и готовность присоединиться к Богу требуют, чтобы все остальные стремления моего сердца, кроме стремления способствовать делу Христа, стали вторичными. Все, препятствующее достижению этой цели, должно быть отброшено.

Такие условия многого требуют от нас. Следование за Христом сопряжено не только с радостью по поводу обновления нашей природы. Иногда кажется, что мы должны оставить нашу единственную надежду в жизни.

Я как-то беседовал с женщиной, чей муж постоянно бил их сына-подростка. Мальчик испытывал ужас перед отцом. Он перестал верить в Бога, потому что Бог не делал ничего, чтобы защитить его от ярости отца: Сердце матери обливалось .кровью, она испытывала смятение и гнев. Она просила меня помочь.

Эта женщина рассказала мне, что мать ее умерла, когда ей было десять лет, а четыре года спустя отец покончил жизнь самоубийством. Забота о трех младших детях полностью легла на ее плечи, хрупкие плечи четырнадцатилетней девочки. С годами она превратилась в очень ответственную женщину, готовую решить проблемы любого человека (включая саму себя).

Во время разговора я ощутил, что она слушала меня с усталой снисходительностью: “Спасибо за готовность помочь, но я прекрасно знаю, что на самом деле никто мне помочь не в силах. Нет никого, кто был бы достаточно сильным или неравнодушным, чтобы сделать это. Ответственность за принятие правильного решения лежит на мне, и только на мне”. Она не произнесла этого вслух, но выражение ее лица и поза ясно давали это понять.

В какой-то момент я сравнил ее с человеком, оказавшимся в пустыне во время стихийного бедствия и выжившего. Она видела себя в роли руководителя экспедиции. Бушует песчаная буря, вокруг ничего не видно. Все зависит от нее. Единственная ее цель – собрать воедино все свои значительные ресурсы (а она была чрезвычайно способной женщиной) и добиться того, чтобы все выбрались из переделки целыми и невредимыми.

С глубоко укоренившейся в душе решимостью она задается вопросами: “Как я могу помочь моему сыну?” и “Что мне делать с моим мужем?” Она намерена, стиснув зубы и приложив все усилия, заставить свою жизнь быть лучше. Эта страстная решимость прикрывала исстрадавшуюся от одиночества душу, жаждущую, чтобы нашелся кто-нибудь, кто помог бы ей и чья любовь дала бы ей возможность сложить с себя обязанности руководителя рискованной экспедиции. Но как только появлялся кто-нибудь, кто хотел ей помочь, как, например, я, она сразу же видела в этом человеке слабость и вновь возвращалась к своему делу.

Ее план состоял в том, чтобы исправить свой мир, сделать его подходящим для себя. Божий план заключается в том, чтобы “все небесное и земное соединить под главою Христом”, чтобы пред Ним преклонилось всякое колено. Эти две личности – женщина, пришедшая ко мне за советом, и Бог – шли не вместе. Они двигались в разных направлениях. Она пришла к Богу не для того, чтобы быть с Ним. Она пришла, чтобы убедить Его дать ей энергию и силу, в которых она нуждалась для достижения своих целей. До тех пор пока она не изменит направление, она не обретет ни душевного мира в данной ситуации, ни мудрости, чтобы изменить ее.

Енох ходил перед Богом. Стало ясно, что если я хочу прийти к Богу так, как это сделал Енох, то недостаточно просто выразить в молитве свое желание и решимость сделать это, а затем предпринять дополнительные дисциплинирующие меры для улучшения своего духовного состояния. Требовалась хирургическая операция без обезболивания – радикальная операция. Необходимо было удалить всякое требование направить жизнь по желаемому мной руслу. Несмотря на то, что это кажется невероятным, я хотел подвергнуться этой операции. Я считал мудрым решением позволить опытному Хирургу, Чьи пациенты всегда выживали, поработать над излечением моей смертельной болезни.

Но я отдавал себе отчет в том, что ход операции не будет легким. Я не только должен целиком отдаться чистой цели, но и регулярно обновлять свою решимость сделать это, особенно в те моменты, когда сердечная боль становится невыносимой и я жажду облегчить ее. Я должен знать в лицо ту прочно укоренившуюся в моем сердце отвратительную силу, которая заставляет меня с легкостью находить оправдания неблаговидным и безнравственным поступкам, проистекающим от желания усмирить боль. В моей душе пробуждается дух раскаяния, готовность отвергнуть свои эгоцентричные цели и появляется желание искать Бога, когда я осознаю, что моя преданность себе подпитывается гневом по отношению к Богу и сомнениями в Его доброте, а также чувством, что на Него нельзя полагаться.

Наш план состоит в том, чтобы сделать мир более

удобным для нас. Божий замысел заключается в

соединении всего под главою Христом, чтобы

пред Ним преклонилось всякое колено.

Операция, однако, не может быть осуществлена за один день. Хирург следует за мной со скальпелем в руке. Он мягко указывает мне еще на одно свидетельство моей болезни – эгоизм и ждет, когда я спокойно лягу, чтобы можно было сделать еще один разрез. Эта операция дает удивительный эффект: теперь я отдаю больше энергии на достижение Божьих целей и слежу за возникающими в моей душе желаниями, которые каким-либо образом противоречат этим целям. Я по-прежнему скорблю, когда другие плохо обращаются со мной. Но теперь, когда я целиком предал себя в руки Хирурга, я больше скорблю о слабой преданности Христу. Я больше радуюсь Божьей доброте, чем росту моей самооценки.

Всякий, приходящий к Богу, должен поступать подобно Еноху, который сознательно посвятил свою жизнь достижению вечных целей. При этом он отдавал себе отчет в том, что Бог не всегда гарантирует Своим детям быстрое утешение.

Оглавление

Вперед


Домой

Новости

Книги Словарь Связь Поиск

2003 Alter Ego, Церковь в Москве, ae-reality@yandex.ru

Hosted by uCoz