Домой Новости Книги Словарь Связь Поиск
 

Ларри Крабб

Поиски Бога

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

стр. 3

НЕЧЕСТИЕ ХУЖЕ НЕУДОБСТВА

Второе наблюдение, касающееся Еноха, заключается в следующем. У него, в отличие от большинства людей его и нашего времени, более сильную тревогу вызывало эгоистичное поведение людей, нежели их страдания. В Послании Иуды содержится единственная проповедь Еноха, которую доносит до нас Священное Писание. В этой проповеди Енох негодует на людей, ставящих непосредственный комфорт и удовольствие выше личной святости: “Се, идет Господь со тьмами святых (Ангелов) Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких (словах), которые произносили на Него нечестивые грешники” (Иуд. 14,15).

В наше время проблема та же, что и во времена Еноха и Иуды: мы смотрим на личный дискомфорт (ненависть к себе, низкую самооценку, бессонницу, нехватку денег, одиночество) как на зло, в избавлении от которого мы нуждаемся. Когда мы смешиваем стремление к комфорту с христианством, Иисус превращается в божественного массажиста, к чьим требованиям мы прислушиваемся только после того, как в достаточной мере расслабились.

Но библейское христианство не таково. Христос предлагает страдающему человеку надежду, а не облегчение. Он повелевает нам устремляться к Нему всем сердцем, даже если бы мы предпочли остановиться и задуматься о своем собственном благополучии.

Енох предостерегал нас против произнесения грубых слов о Боге. Возможно, ничто не заставляет нас ругаться так, как зрелище явно незаслуженных страданий и кажущегося равнодушия Бога.

Один мой друг познакомился со своей будущей женой в библейском колледже. Он решил, что женится на ней только в том случае, если на то будет явная Божья воля. Он горячо молился, советовался с набожными людьми, обращался за советом к своим родителям и на протяжении всего периода ухаживания следовал высочайшим моральным стандартам. С горячего одобрения всех окружающих он сделал ей предложение, и они решили вместе идти по пути христианского служения.

После семи лет брака и рождения двух детей жена сказала ему, что она лесбиянка и хочет жить с женщиной, с которой встречалась в течение нескольких лет. Она оставила семью, развелась с мужем и переехала жить к своей компаньонке, а шесть лет спустя покончила с собой. С тех пор двое детей этого человека, теперь уже подростков, страдают от серьезных проблем. У его дочери булимия, (Булимия – чувство мучительного голода, возникающее в виде приступов, отмечается при некоторых нервных, психических заболеваниях и заболеваниях желез внутренней секреции – Современный словарь иностранных слов, М., “Русский язык”, 1992 г. – прим. ред.) она вступает в беспорядочные половые связи; сын недавно признался, что с десяти лет употребляет наркотики.

Предположим, этот мужчина обращается к вам за помощью. Он вспоминает все трагические подробности своей жизни и открыто плачет, говоря о своих детях и погибшей жене. Затем он восклицает: “Почему Бог ничего не сделал? Почему Он позволил мне жениться на ней, если результатом этого стало лишь разбитое сердце и страдание? Я всем сердцем искал Его воли, а теперь посмотрите, что случилось. Как я теперь смогу доверять Ему? Все рухнуло. У меня нет никакой гарантии, что мои дети когда-нибудь исправятся. У меня нет никаких оснований полагать, что моя жена находится не в аду!”

Если вы поддерживаете богословие друзей Иова, то сможете помочь этому человеку не лучше, чем помогли Иову его друзья. Чтобы заставить Бога сделать желаемое, как утверждали друзья Иова, необходимо рассказать Ему о своем деле, жить как полагается, каяться во всяком зле и Бог “ныне же встанет над тобою и умиротворит жилище правды твоей” (Иов. 8:6).

Если я не убежден в доброте Бога, то тихо, но

решительно, стиснув зубы, беру на себя

ответственность за свое существование

и благополучие.

В наше время эта идея звучит примерно так: получить от Бога желаемое можно путем обходного маневра. Бог не воскресит вашу жену и не поможет встать на ноги детям, но Он поможет вам изменить к лучшему ваше отношение к самому себе. Даже если суровые жизненные обстоятельства не меняются, вы можете принять себя таким, какой вы есть, и получать от этого удовольствие.

Мы, современные христиане, больше не допускаем ошибок наших предшественников, определяя “мир Божий, который превыше всякого ума”, как приятные обстоятельства. Наша ошибка выглядит несколько иначе: мы считаем, что мир Божий – это удовлетворяющее нас ощущение собственной ценности. На самом деле ни одно из этих определений не является правильным. Мир Божий принадлежит тем людям, которые не теряют уверенности в Его доброте даже в те моменты, когда жизнь сурова, а самооценка низка. Следует заметить, что мы можем одновременно ощущать Божий мир и страдать от низкой самооценки.

Перед нами стоит задача верить в Его доброту при любых обстоятельствах. Но если я не убежден в Божьей доброте и недооцениваю трудность этой задачи, то должен принять на себя ответственность за собственное существование и благополучие. При этом я буду смотреть на Божью любовь ко мне как на оправдание титанических усилий, прилагаемых к тому, чтобы любить самого себя. Я думаю: “Бог любит меня. Он целиком принимает меня. Он хочет, чтобы я радовался тому, чем я являюсь будучи Его чадом. Следовательно, центральной частью Его замысла является увеличение удовольствия, которое я испытываю по поводу своей новой индивидуальности”.

Иуда называет “нечестивыми” людей, обращающих “благодать Бога нашего в повод к распутству” (Иуд. 4). Не думайте, что нечестие и безнравственность проявляются только в очевидных грехах, таких, как прелюбодеяние, обман или пьянство. Всякий раз, когда мы ставим разрешение наших проблем выше стремления к Богу, мы ведем себя безнравственно.

Нелегкая задача, стоящая перед моим другом, состоит в следующем: он должен верить, что Богу можно доверять, даже несмотря на то, что Он не помешал его жене покончить жизнь самоубийством, дочери страдать булимией и вступать в беспорядочные половые связи, а сыну принимать наркотики. Если моему другу не удастся решить эту задачу, если он проиграет эту битву, то будет чувствовать себя гораздо более оскорбленным неудачным поворотом событий, нежели своим нечестивым требованием: “непременно хочу быть счастливым”. Если он победит в этой битве, то освободится от попыток сохранить какую-то часть своего счастья в буре жизни. Тогда он будет свободен, чтобы посвятить свою жизнь исполнению Божьего замысла. Тогда он познает, хотя бы мимолетно, истинную радость.

Всякий раз, когда мы ставим разрешение наших

проблем выше стремления к Богу, мы ведем себя

безнравственно.

Мы должны называть Бога добрым даже в те минуты, когда испытываем страдания, потому что Он добр! В радостные мгновения мы должны называть Его добрым по причинам более глубоким, нежели наше благополучие. Иначе в скорби мы будем говорить о Боге грубо и жестоко и делать все возможное для потребностей своей души. Неудобства нас будут беспокоить больше, чем собственное нечестие.

Если я хочу прийти к Богу и обрести Его, то должен сделать это так, как сделал Енох, веруя в Его доброту независимо от обстоятельств и отказываясь от комфорта в своей решимости чтить Его.

ЕНОХ ПРОТИВ ЛАМЕХА

Давайте вновь обратимся к 14 стиху Послания Иуды. Иуда представляет нам Еноха как “седьмого от Адама”. Нет сомнений, что он сделал это главным образом для того, чтобы отличить этого Еноха от другого Еноха, также упомянутого в Библии.

В своем желании понять как можно лучше, что значит прийти к Богу подобно Еноху, я задался вопросом: а можно ли извлечь из этой фразы еще какой-нибудь урок? Тогда я вновь обратился к Книге Бытия и напомнил себе о двух различных ответвлениях человеческого рода, которые пошли от Адама. Первая ветвь началась с Сифа, а вторая с Каина. Так вот, Енох был седьмым от Адама по линии Сифа.

Затем я задал себе два вопроса: кто был седьмым от Адама по линии Каина? Унаследовали ли потомки Каина какие-либо из основополагающих свойств его натуры? Возможно, ответы на эти вопросы помогут мне увидеть человека, диаметрально противоположного Еноху и понять, каким образом не следует приходить к Богу.

В Книге Бытия 4:17–24 говорится, что Ламех был седьмым потомком Адама по линии Каина. В истории человечества он был первым многоженцем. Его хвастливая речь перед женами ясно показывает, что он хотел делать все по-своему. Он сказал: “Жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне” (Быт. 4:23).

В той примитивной культуре числа означали силу, а большее количество чего-либо приравнивалось к могуществу. Возможно, он женился на двух женщинах в знак неуважения к Божьему замыслу, а также чтобы усилить свое влияние. В Библии ни разу не говорится, чтобы Ламех за чем-нибудь приходил к Богу. Но если он и приходил, то, наверное, просил дать ему больше сил и возможностей для достижения своих эгоистических целей.

Стремление Ламеха устроить свое благополучие отражает тенденцию, перешедшую к нему через поколения предков от Каина, тенденцию, которую Иуда называет “путем Каиновым”. Приговор, вынесенный Богом Каину за убийство брата, включает в себя и указание на то, что Каин станет “изгнанником и скитальцем на земле” (Быт. 4:12). Каину даже не было разрешено распаковать чемодан и назвать какое-то место своим домом (Всякий человек, которому доводилось путешествовать, может до некоторой степени ощутить беспросветность участи Каина. Мы с женой недавно возвратились из месячного путешествия по Европе, во время которого мы провели четыре недели в четырех различных странах и спали в девяти разных кроватях. За все время путешествия мы ни разу полностью не распаковывали чемоданы. Мы знали, что скоро опять придется ехать. Ближе к концу путешествия, несмотря на хорошее обращение со стороны разнообразных хозяев, мы оба желали вернуться домой. Первое, что я сделал, когда мы, наконец, вошли в двери нашего дома, это распаковал одежду и положил чемодан на место, в кладовую. Необходимость всегда путешествовать и никогда не возвращаться домой не согласовывалась с каким-то очень глубинным свойством моей души).

Каин жаловался Богу: “Наказание мое больше, нежели снести можно” (Быт. 4:13). Исполненный решимости преодолеть свою участь, он пытался создать себе комфортную жизнь. Он завел семью и построил город (Быт. 4:17).

Я должен переключить своё внимание с собственных

интересов на личность и цели Бога. Я не главный на

Земле. Самое главное Он. Я существую для Него.

Он существует не для меня.

Не совершив покаяния. Каин приступает к преодолению последствий своего греха и созданию комфортных условий для своей жизни. По сути. Каин говорит:

“Отлично, я не в Эдеме. После того, как Ты изгнал маму и папу из сада и поставил у ворот этого выскочку-ангела, я осознал, что должен как-то привыкнуть к жизни в мире, полном терний и колючек. Но даже вне сада я не хочу влачить жалкое существование бродяги. Я сделаю все, что в моих силах, для райского существования вне рая. Я построю город, посажу цветы и устрою для своих детей парк отдыха. Я не собираюсь без конца бродить по свету. У меня нет приоритета более высокого, чем устройство комфортной жизни для себя”.

От Каина это отношение к жизни перешло к его потомкам. Поэтому сегодня мы можем сравнить два диаметрально противоположных подхода к жизни: подход Ламеха (отражающий нечестивость Каина) и подход Еноха (гармонирующий с набожностью Сифа). Ламех заявлял: “Я построю мой город! Я хочу удовольствий сегодня”. Енох говорил: “Я буду возводить Божье царство! И я буду верить, что однажды Бог построит город мне на радость”.

Благодаря тому, что Бог глубоко переживает за Своих детей, Он часто облегчает наши страдания и решает наши проблемы. Но Его любовь разумна. Он знает, что лучше для нас, и в Своих поступках исходит из этого знания. Поэтому Он дает нам более интересный смысл жизни, нежели мы сами. И когда мы живем для вечного Царства, Он не дает нам погибнуть в неведомой нам сверхъестественной реальности.

Нам необходимо задать себе следующий вопрос: что мы

делаем – просто живем или ходим перед Богом?

Исследуя свою собственную жизнь, нам никогда не следует погружаться в себя настолько, чтобы мы могли забыть о существовании несравненно более захватывающего предмета размышлений. Чтобы отвергнуть подход Каина и прийти к Богу так, как это сделал Енох, я должен переключить свое внимание на личность и цели Бога. Я не главный на земле. Самый главный Он. Я существую для Него. Он существует не для меня.

Нам нужно задать себе следующий вопрос: что мы делаем – просто живем или ходим перед Богом? Чему мы отдаем все силы: удовлетворению желаний своей души, своих потребностей, стремлению построить свой город или изо всех сил стремимся узнать Бога, сотрудничать с Ним, осуществляя Его замысел? Хотим ли мы стать больше похожими на Сына, Которого любит Отец? Ждем ли мы завершения строительства города, который Христос в этот самый момент возводит?

Мы должны научиться приходить к Богу, веруя, что Он добр, даже когда жизнь этого не подтверждает, и зная, что Он щедро вознаграждает тех, кто честно ищет Его, невзирая на терзающую душу безжалостную боль.

Но можем ли мы применить уроки 11 главы Послания к Евреям на практике? Как бы выглядела наша жизнь, если бы мы приходили к Богу так, как это делал Енох?

Оглавление

Вперед


Домой

Новости

Книги Словарь Связь Поиск

2003 Alter Ego, Церковь в Москве, ae-reality@yandex.ru

Hosted by uCoz