Домой Новости Книги Словарь Связь Поиск
 

Ларри Крабб

Поиски Бога

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

стр. 10

ОСНОВА НЕПОКОЛЕБИМОЙ ПРИРОДЫ: ДОВЕРИЕ БОГУ

Для разоблачения укорененной в нас порочной природы необходим полный переворот. В столь безнравственном мире, как наш, когда дело касается людей, полных яростной решимости найти свое место в жизни, необходимо возненавидеть и уничтожить плохое, прежде чем хорошее сможет занять его место. Некоторые настаивают, что после нового рождения мы избавляемся от порочного высокомерия, осквернявшего нашу ветхую природу, или что оно, на худой конец, ослабляется до такой степени, что не причиняет уже больше беспокойств. Эти люди учат, что любовь ко Христу наполняет наши сердца, что она затмевает все остальные привязанности. Благодаря ей мы прочно становимся на якорь Божьей благодати. Специалисты по психическому восстановлению учат, что стыд – это наследие нашего тяжелого детства, когда члены семьи или другие люди безосновательно внушали нам, что мы плохие. Он не имеет права на существование. Согласно их определению, этот стыд есть коренной “грех”, сводящий на нет наши усилия жить ответственно и любить. Ключом к зрелости и эмоциональному здоровью провозглашается избавление от сковывающего нас стыда. Эти специалисты и в обретение Бога вкладывают иное значение. Они учат, что обрести Бога – значит осознать, что Его любовь к нам повышает нашу самооценку, а это, в свою очередь, будет свидетельством Божьей благодати.

В согласии с таким подходом, духовный рост христианина есть не что иное, как развитие чего-то хорошего. Внутри нас не осталось ничего, что нужно было бы уничтожать. Мы не обладаем никакими моральными по роками, которые необходимо разоблачать и от которых следует избавляться. Эти люди утверждают, что не грех является истинным внутренним врагом, а скорее недостаток уверенности в своих собственных достоинствах или недостаточное осознание своей новой индивидуальности.

КРОВАВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Но если порочная природа, которую я описывают этих главах, выживает после нового рождения, ее упорная склонность требовать от Бога доказательств Его доброты по-прежнему пребывает в нас, то в своем стремлении найти Бога нам следует предвидеть внутреннюю революцию.

Ограниченное возрождение, конечно, требует меньшего. Если вы хотите излечиться от низкой самооценки, прочитайте соответствующие книги и укрепитесь в знании тех хороших качеств, которыми вы обладаете. Если вы слишком много пьете, сходите к психотерапевту, вступите в Общество анонимных алкоголиков и сделайте себя ответственным перед группой. В рамках этого ограниченного возрождения вы можете изменить свой образ мыслей и поведение. Но от коренного зла вы таким способом не избавитесь. Для полного возрождения требуется нечто большее.

Такое возрождение личности, при котором мы будем полностью уверены в Божьей доброте, требует кровавой революции. Эта революция будет сопровождаться сильной болью; порой даже будет казаться, что игра не стоит свеч. Чтобы разоблачить порочную природу человеческой личности и заменить ее угодной Богу природой, необходимо удовлетворять четырем требованиям:

· Мы должны быть готовы выдержать внутреннее страдание, не зная, когда оно закончится и не имея возможности каким-то образом облегчить его. Мы должны вынести даже то, что нам будет казаться концом жизни.

· Мы должны перенести нестерпимое страдание, при котором все удовольствия, ранее приносившие облегчение и утешение, больше уже не действуют. Теперь они лишь вызывают тоску. Греховные наслаждения должны утратить свою силу.

· Мы должны взывать к Божьему Духу, прося Его ответить на нашу мольбу о милосердии так, чтобы мы смогли ясно увидеть опасность и зло своей порочной природы.

· Мы должны взывать к Божьему Духу, прося Его открывать нам ни с чем не сравнимую красоту характера Христа до тех пор, пока возможность познавать Его и передавать это знание другим не станет для нас стабилизирующим фактором во время самых свирепых житейских бурь.

КОСМЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Многие верующие идут по жизни спотыкаясь, имея очень слабое представление об этих четырех условиях. Мы хотим облегчить боль, мы рады всякому удовольствию, которое помогает нам избавиться от нее. Мы ждем, что Святой Дух поможет нам утвердиться в сознании собственной ценности. Нам не нужно, чтобы Он показывал нам наши уродства. Нас больше привлекают возможности достижения личной самореализации и удовлетворения, чем возможность через страдания прийти Богу.

Нас не должно удовлетворять никакое продвижение в
области внешних обстоятельств, если это не
способствует полному перевороту
обстоятельств внутренних.

Жизнь может протекать вполне ровно и спокойно, даже если мы не соблюдаем эти жесткие условия. Мы можем решать проблемы, облегчать болезненные чувст ва и налаживать сложные взаимоотношения, не беспокоя лежащую в их основе порочную природу. Комнаты могут быть заново отделаны и даже перестроены в доме, который стоит все на том же плохом фундаменте. Косметические изменения происходят постоянно в кабинетах психологических консультантов всего мира, как ^ христианских, так и светских.

Перемены не затрагивают и порочную природу в душах многих пасторов, преподавателей Библии, евангелистов и консультантов. Мне иногда кажется, что служение идет скорее вширь, чем вглубь. Думается, что творимое ими добро не всегда вырабатывает в людях характер, способный выдержать самые суровые испытания. Нас не должно удовлетворять никакое продвижение в области наших внешних обстоятельств, если это не способствует полному перевороту обстоятельств внутренних. Способствуя исполнению Божьего замысла в этом мире, мы должны яростно искоренять всякое проявление внутреннего врага в нас.

НЕПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР ВРАГА

Опасность деятельности, которая улучшает состояние людей, но при этом не способствует искоренению в них зла, хорошо иллюстрируется на примере, приведенном мне одним знакомым священником в колледже. Он рассказал о некоторых студентах, чьи родители с помощью 12-этапной программы восстановления решили избавиться от наркомании, дурных привычек и взаимозависимости. Затем родители рассказали своим детям, что им это удалось, что психологические зажимы ослабили свою хватку и теперь они больше нравятся самим себе.

Однако студенты не разделяли родительских восторгов. Сейчас им ничуть не больше хотелось приезжать домой на выходные, чем до выздоровления родителей. Папа трезв и рядом с ним приятнее находиться. Но дочь ощущает, что от него исходит не больше внимания и тепла, чем в те времена, когда он был пьяным. Мать стала не такой злой, к тому же теперь она может сказать “нет” в ответ на необоснованные требования окружающих. Но дети ощущают то же отсутствие нежности и искренней заинтересованности.

Почему? А не может ли быть так, что большинство из нас борется не с тем врагом, с которым надо бороться? Не боремся ли мы против ненависти к себе и безответственности, в то время как самый вероломный и коварный враг продолжает беспрепятственно творить зло? А не было бы лучше, если бы отец время от времени выпивал, а мать тратила слишком много времени на дела посторонних людей, но при этом они оба уделяли бы больше любви и нежности своим детям?

Я не исключаю, что им было бы даровано некое необычное благословение, думай они меньше о трезвости и самоутверждении и больше об обретении Бога. Возможно, тогда у них было бы больше стремления отдать, чем обрести себя, и научиться ненавидеть все, что стоит на пути самоотдачи. Ненависть к тому, что заслуживает ненависти, помогла бы им упорядочить свою жизнь, наладить ее таким образом, чтобы в ней находила свое отражение Божья доброта, а не желание чувствовать себя более комфортно психологически. Если оба найдут Бога, то папа станет меньше пить, а мама научится лучше распоряжаться временем.

Люди, для которых важнее всего обрести себя с помощью либо дисциплинированного послушания, либо избавления от стыда, не способны усмотреть внутри себя более серьезной проблемы, чем нравственная нечистоплотность или нарушение цельности личности. Поэтому все их стремления сведены к тому, чтобы лучше поступать или лучше относиться к себе. Они жаждут исцеления, при этом игнорируя основную болезнь.

Не может ли быть так, что использование Бога для решения проблем мешает нам увидеть истинную проблему? Не уходим ли мы все дальше и дальше от Божьего замысла, радуясь, когда следует сокрушаться, и надеясь, когда самое время впасть в отчаяние? Не проводим ли мы свою жизнь, перекрашивая прогнившие стены? Не следуем ли мы примеру начальников времен Иезекииля, говоря “мир”, когда нет ничего похожего на мир, предаваясь побелке грязных стен нашего собственного изготовления (Иез. 13:10). Если да, то вот что говорит на это Господь:

“Я пущу бурный ветер во гневе Моем, и пойдет проливной дождь в ярости Моей, и камни града в негодовании Моем, для истребления. И разрушу стену, которую вы обмазывали грязью, и повергну ее на землю, и откроется основание ее, и падет, и вы вместе с нею погибнете, и узнаете, что Я Господь” (Иез. 13:13-14).

БОГ ДОБР, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО

Решающим отрезком любого пути является его начало. Если вы войдете не в ту дверь, вы никогда не пойдете по правильному пути. Есть узкие ворота, за которыми открывается путь к Богу. Многие христиане считают, что вошли в эти ворота, но на самом деле они к ним даже не приближались. Наверное, чтобы войти в них, нужно проникнуться одной очень простой идеей. Она настолько проста, что часто мы не улавливаем ее силы:

Вы можете сказать, что стоите на пути к обретению Бога, если верите в Его доброту всегда, несмотря ни на что.

Мы поймем, что обрели Бога, когда ничто не сможет поколебать нашу уверенность в Его неизменной доброте, ни:

• авиационные катастрофы, убивающие наших любимых;

• положительные результаты биопсии, разрушающие надежды на будущее;

• внезапная безработица, наполняющая страхом всякую мысль о завтрашнем дне;

• неверность супруга, разбивающая ваше сердце;

• непокорные дети, причиняющие вам невообразимую боль и заставляющие сомневаться в себе;

• работодатели, предъявляющая к вам слишком высокие требования, в результате которых вы вынуждены работать в чрезмерно быстром, угрожающем вашему здоровью темпе;

• борьба с ненавистью к себе, в результате которой всякое упоминание о цельной личности во Христе звучит как злая насмешка;

• воспоминания о плохом обращении, преследующие вас каждую минуту бодрствования и порождающие ночные кошмары;

• личные неудачи, лишающие последней надежды;

• необходимость принимать трудные решения, в которых оба варианта выбора сулят значительную потерю;

• снедающее одиночество, покрывающее вашу душу, как непроницаемый туман.

В наше время нелегко сохранять веру в Божью доброту. Подобно Иову, мы будем кричать в страхе и отчаянии. “Где был Бог, когда меня насиловали? – восклицает жертва мужского зла. – Не говорите мне, что Он был рядом. В это я уже верю. Но почему Он ничего не сделал?” “Я не знал, что наш малыш играл позади машины. Я опрокинул ее и убил его, – рыдает молодой отец. – Как Бог мог это допустить?”

Ни один человек на основании своих жизненных наблюдений не сделает вывода, что Бог добр. Все свидетельствует против этого. Вера в доброту Бога и естественным образом из нее вытекающее поклонение зависит от действия в нас Святого Духа, открывающего нам эту доброту. Когда Он вводит нас в присутствие наивысшей благодати, когда мрак трагедии пронизывается лучом невидимой славы, тогда рождается вера.

И даруемая Святым Духом вера делает всякое беспокойство о себе до смешного ненужным. Независимо от происходящего, мы знаем, что находимся в хороших руках. И это знание отражается на нашем образе жизни. Мы раскрепощаемся и продолжаем исполнять задуманное для нас Богом дело – поклонение Ему и рапространение Его Царства.

Каждый христианин относится ко Христу как к своему Спасителю, к Богу – как к своему Отцу, а к Святому Духу – как к живущему внутри Утешителю и Руководителю. Поэтому каждый из нас имеет полное право сказать: “Я нашел Бога” или, что будет более правильным: “Бог нашел меня”.

Но, вникая глубже, каждый христианин должен также сказать: “Я по-прежнему ищу Его”. Даже Павел хотел узнать о Христе больше. Он осознавал, что не постиг в Нем всего (Флп. 3:12-14).

Поиски Бога проведут нас через внутренние битвы, смятение и неудачи. Уверенность в Боге, Который всегда ясно показывает Свои замыслы, не приходит легко. Трудно поверить, что Бог полностью принимает в расчет присущее нам сильное желание быть счастливыми. По своей природе люди неизменно предполагают прямо противоположное.

Если нам предоставить возможность размышлять самостоятельно,
то каждый из нас придёт к выводу, что Бог либо плох,
либо не существует.

В этом предположении как раз и заключается основная наша ошибка. Если нам предоставить возможность размышлять самостоятельно, то каждый из нас придет к выводу, что Бог либо плох, либо не существует. Человек склонен думать, что нет в этой вселенной Бога доброго настолько, чтобы Ему можно было доверять в самых существенных вопросах. Мы можем просить Его благословить нашу пищу, но когда любимый предает нас, наше доверие к Богу исчезает.

Если мы посмотрим, как Бог обращается с некоторыми из Своих детей, даже с теми из них, которые полностью отдали себя на служение Ему, то впечатление сложится не слишком благоприятное. А когда Бог выглядит плохо, грех перестает быть отвратительным. И тогда решимость взять дела в свои руки воспринимается как совершенно естественная и ничуть не безнравственная.

Сомнение в Боге, подобно вирусу, передалось всем человеческим существам, за исключением Одного. И благодаря этой Личности, прожившей жизнь в полном доверии Отцу, у нас теперь есть все основания заменить сомнения верой. Иисус Христос явил Своего Отца людям и с радостью продолжает это делать. Мы находим Бога через Христа. Другого пути нет.

Итак, если все наши проблемы действительно состоят в подозрении, что Бог не добр (или недостаточно добр), то единственный путь к разрешению проблем лежит через более полное познание Христа, и как следствие этого – через обретение Бога. Вспомните принцип:

Вы можете сказать, что стоите на пути к обретению Бога, если верите в Его доброту всегда, что бы ни случилось.

Или иными словами:

Обрести Бога – значит выработать с помощью Христа непоколебимую уверенность в абсолютной Божьей доброте и совершенной любви, какие бы испытания не выпадали на вашу долю в этой жизни.

Обрести Бога – значит научиться сохранять уверенность в Его доброте, невзирая на нищету, слепоту, авиационные катастрофы. Обрести Бога – значит принимать жизнь такой, как она есть, благодаря Его как за хорошее, так и за плохое. Наше призвание выше, чем стремление найти удовольствие в хорошем и преодолеть плохое. Мы призваны во всех своих взаимоотношениях и во всякой своей деятельности иметь и проявлять уверенность в Божьей доброте, что бы мы ни испытывали – радость или печаль.

КОГДА БОГ ОТКРЫВАЕТСЯ НАМ

Если мы приближаемся к Богу, осознавая свою несостоятельность, подобно нищему, чьей единственной надеждой является доброта другого, то Бог разрывает отделяющий нас от Него покров и бежит навстречу, приготовив кольцо, самые лучшие одежды и праздничный ужин. Так же, как это было с блудным сыном, осознававшим свой грех и полностью вверившим себя в добрые руки отца, у которого он просил прощения. Приятно Его пылкое желание тесного общения с нами. Любовь Его щедрого сердца переливается через край.

Он не утаивает от нас ничего, что может помочь нам лучше узнать Его. Его пути превосходят наши пути. Бог, не советуясь с нами, терпеливо создает в нашей жизни обстоятельства, которые способствуют осознанию Его как Единственного, Кто способен удовлетворить жажду наших душ. Он любящий Жених, добрый Бог, в мыслях у Которого нет ничего, кроме нашей радости.

Во времена пророка Малахии существовала категория израильтян, приближавшихся к Богу с глубоким смирением и моливших Его о прощении. Бог услышал их. Он не закрывал уши, а “внимал и слышал” (Мал. 3:16). Они чтили Его на словах и на деле, и Он обратил на них внимание. Эти два слова, внимал и слышал, открывают для нас Бога, Который останавливается, услышав Свое имя, и оборачивается, чтобы увидеть позвавшего. А затем Он прислушивается, чтобы не пропустить ни одного слова.

Бог хочет, чтобы мы нашли Его. Он радуется, когда мы узнаем Его и становимся близкими Ему. Но в своих исканиях Бога нам следует придерживаться Его правил. Необходимо отказаться от присущей нам склонности оценивать Его доброту на основании своих наблюдений. Он не потерпит, чтобы кто-нибудь судил Его. Мы не судьи. Скорее, мы подсудимые, получающие прощение и приглашение к общению. “Придите, вкусите и увидите, как благ Господь!”

Я страстно желаю вновь и вновь вкушать Божье благо. Но этого не получится до тех пор, пока я не перестану считать Его обязанным решать мои проблемы. Бог не позволит мне найти Его, если я буду относиться к Нему всего лишь как к полезному инструменту, с помощью которого можно удовлетворять свои желания.

Следовательно, я должен сотрудничать с Богом в разоблачении порочной природы, на которой зиждется такая большая часть моей жизни. Зыбкое основание сомнения должно быть замещено прочным основанием Доверия.

УГОДНОЕ БОГУ ОСНОВАНИЕ

Попытайтесь на минуту представить себе, каковы были бы ваши отношения с Богом, если бы вы строили их на ином основании. Если бы вы были удовлетворены всеми жизненными обстоятельствами, всегда радовались и стремились больше отдавать. Составьте себе какое-то представление о том, насколько бы все изменилось, если бы в основе вашей жизни было: “Я верю Богу”, а не: “Я сомневаюсь в Боге”. На данный момент не беспокойтесь о том, каким образом вам удастся воплотить это в своей душе, просто посмотрите, насколько страстно вы желаете этого, ведь:

• Вы больше не сомневаетесь, вы верите в Его доброту.

• Вы больше не испытываете ужаса. Вас наполняет спокойствие, когда вы слышите Его слова: “Я никогда не покину тебя. Со Мной ты можешь пройти через долину смерти. Не падай духом. В этом мире тебе придется пройти через испытания,, но Я победил этот мир. Твоя история имеет слишком счастливый конец, чтобы его можно было описать. Доверься Мне”.

• Вы больше не чувствуете ярости, вы хотите поклоняться. “Боже, только Ты один достоин. Я верю, что любящие Тебя никогда не постыдятся”.

Представьте себе, каково вам было бы произнести следующие слова из книги пророка Аввакума, имея ввиду именно то, что там сказано! (Я добавил несколько фраз, чтобы лучше донести смысл отрывка.)

Хотя бы не расцвела смоковница

[и я бы остался в одиночестве]

и не было плода на виноградных лозах,

[и на данный момент я не находил бы в мире никакой радости]

и маслина изменила,

[и боль моих открытых ран невозможно было бы

ничем усмирить]

и нива не дала пищи,

[и у меня не было бы работы или я ненавидел бы

ту, которую имею]

хотя бы не стало овец в загоне

[и никто не согревал бы меня в холодные ночи]

и рогатого скота в стойлах, –

[и я не чувствовал бы себя в безопасности]

но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог – сила моя:

Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!

(Авв. 3:17-19)

Этот переход от сомнения к уверенности, от страха к радости, от гнева к поклонению произойдет только в том случае, если нас начнет что-то тревожить изнутри. Тогда больше всего на свете мы захотим построить свою жизнь на основании реальности любящего Бога.

Но мы еще этого не достигли. Никто не достиг, во всяком случае, в полной мере.

Когда наши сердца полны сомнением, страхом и гневом, мы обращаемся к другим людям. Нами движет не любовь, а желание получить от них по крайней мере небольшую часть того, в чем мы нуждаемся. Сосредоточившись на желании облегчить боль, а также на своем гневе, направленном на Бога, мы вступаем во взаимоотношения с людьми с отчаянным внутренним воплем (который кажется таким обоснованным): “Ты мне нужен!” И этот вопль переносит нас на первый уровень порочной природы.

Оглавление

Вперед


Домой

Новости

Книги Словарь Связь Поиск

2003 Alter Ego, Церковь в Москве, ae-reality@yandex.ru

Hosted by uCoz