Домой Новости Книги Словарь Связь Поиск
 

Ларри Крабб

Поиски Бога

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

стр. 18

ИСТОРИИ, КОТОРЫЕ СПОСОБСТВУЮТ РАЗРУШЕНИЮ ПЛОХОГО И ПРИВЛЕКАЮТ К ХОРОШЕМУ

Наша жизнь состоит из рутинных обязанностей и привычных действий: каждое утро в 6:30 мы автоматически варим себе кофе; раз в месяц оплачиваем счета; каждый вторник обедаем с одним и тем же другом. Мы болтаем, читаем газеты, ссоримся, ходим по магазинам, едим, смотрим телевизор, работаем и играем. Мы ходим и церковь, один раз в неделю посещаем занятие по изучению Библии, молимся, слушаем христианскую музыку и покупаем книги в христианском книжном магазине. Некоторые из нас регулярно самостоятельно изучают Священное Писание; мы учим детей в воскресной школе; мы проповедуем Христа неверующим друзьям; мы жертвуем временем и деньгами, чтобы служить Господу.

Но очень немногие из нас разговаривают друг с другом. Мы играем словами. Конечно, порой не обходится и без горячего словца и сплетни. А иногда мы произносим нежные или религиозные слова. Но редко бывает так, чтобы кто-нибудь из нас сел и внимательно выслушал историю другого. Если это и случается, то длится не очень долго: за несколько месяцев набирается в обшей сложности не больше десяти-двенадцати часов.

А если мы все-таки делимся друг с другом своими историями, то делаем это, чтобы лучше понимать друг друга, а не с целью открыть для себя Бога. Мы говорим то, что, по нашему мнению, собеседник хочет услышать. Мы открываем те свои черты, которые покажут нас в выгодном свете. Однако если бы мы рассказывали свои истории, стремясь лучше узнать Христа, они были бы другими. Мы испытывали бы большее смятение и гораздо больший страх и рассказывали бы их с несравненно большим смирением.

На собраниях групп психологической помощи поощряются честные, а иногда и очень подробные рассказы. Предполагается, что это поможет наладить наши исковерканные жизни и развить умение слушать. Но эти собрания слишком часто превращаются в мастерские по изготовлению нарциссистов. Они способствуют непомерному возвеличиванию «эго». В результате людей больше всего беспокоит устройство своей собственной жизни. О том, чтобы жить в соответствии с Божьим замыслом, никто уже и не помышляет.

Мы, живущие в христианской общине, должны рассказывать свои истории, идя при этом на риск испытать стыд и стать мишенью для упреков. Ведь мы хотим обрести Бога. Мы должны продолжать читать Библию и слушать хороших преподавателей. Мы должны поклоняться и вместе служить другим людям. Мы должны приучить себя щедро жертвовать деньги на Божье дело. Мы должны рассказывать неверующему миру о Христе. Но кроме всего этого, нам надо научиться рассказывать друг другу свои истории.

КАК РАССКАЗАТЬ ИСТОРИЮ СВОЕГО НАСТОЯЩЕГО

Вы должны рассказать историю своего настоящего, содержащую рассказ о ваших нынешних взаимоотношениях. Частично это необходимо для того, чтобы разоблачить степень вашего утонченного эгоцентризма. Ищите эгоцентризм в мотивах, стоящих за вашими шутками, критическими замечаниями, мнениями и молчанием. Спрашивайте у других, как вы на них влияете. Будьте готовы признать существование в своей манере общения корыстных черт.

Один мой хороший друг как-то сказал мне, что ему пришлось дорого заплатить за мой юмор. Моя «дружеская» насмешка в присутствии его невесты поставила его в неловкое положение. Я был вынужден признать, что иногда с помощью юмора пытаюсь завуалировать собственную неуверенность и что такие маневры, направленные на привлечение внимания к себе, задевают других.

Может быть, вы щедро рассыпаете комплименты, потому что хотите казаться добрым и благородным. Или вы пытаетесь таким способом убедить себя, что вовсе не являетесь эгоистом, каким вас считают окружающие. Возможно, вы редко проявляете душевную теплоту, потому что боитесь, что не получите ответного тепла.

Когда вы обратите внимание на эти корыстные элементы, свойственные вашему стилю общения, и станете мерить их невозможной для человека Божьей мерой любви, то ощутите, как в груди возникает какое-то тошнотворное чувство. Легче всего проигнорировать его или отбросить со словами: «Я слишком суров к себе. Я должен больше себя любить. От этого самоуничижения уж точно нет никакого толку». Но вы поступите иначе. Отнеситесь к этому чувству как к чему-то хорошему, возможно, запятнанному изрядной порцией ложной вины и стыда, но все-таки хорошему. Некая моральная сторона, призывающая вас к более высоким стандартам жизни, отворачивается от того, что вы увидели в себе. Что бы еще ни являлось истиной о вас, какое бы плохое обращение или трагедию вы не пережили, но факт остается фактом: вы были призваны служить другим, а сами то и дело поступаете наоборот.

Пусть чувство вины станет дверью, через которую войдет осознание вашей благородной страсти. Вы созданы для исполненного любви общения, это необходимо вам так же, как воздух. И несмотря даже на то, что первоначальный замысел претерпел искажение, что он почти исчез под тяжким весом эгоцентризма, желание общаться с любовью по-прежнему движет вами. А если это не так, то вы далеки от благодати.

Например, вы хотите воссоединиться с каждым из своих детей, даже с тем, кто так жестоко разбил ваше сердце. И под толстым покровом гнева и боли в вас горит крошечная искорка желания увидеть того, кто так плохо с вами поступал, вернувшимся к благочестивой жизни и радости. (Вы не разочаруетесь, увидев этого человека на небесах. Примирение после жестоких обид и плохого обращения никогда не будет полным, если жертва не желает духовного возрождения обидчика и не готова сама стать орудием этого возрождения.)

Когда какая-нибудь песня, проповедь или фильм проникнут сквозь покрывающую вашу душу кору и выпустят на волю страсть благословлять, общаться и любить, в то же мгновение вас захлестнет острое ощущение невозможности действовать в согласии с этой страстью без посторонней помощи. Пусть это проникновенное осознание подтолкнет вас ко Христу. Он хочет, чтобы вы любили так, как Он. Ощутите необходимость узнать Его лучше.

Теперь, когда вы осознали свой эгоцентризм и желание общаться с другими людьми (включая ваших обидчиков) и любить их, вы станете искать Бога всем своим сердцем. И ваше желание узнать Бога – Того, Кто прощает и дарует силы, поможет вам противостоять искушениям, проводить больше времени за изучением Писания, развивать в себе привычку регулярно молиться и поклоняться.

КАК РАССКАЗАТЬ ИСТОРИЮ СВОЕЙ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ

Продолжайте следовать по пути, ведущему к Богу. Теперь расскажите историю своей внутренней жизни. Исследуйте свое сердце с твердой решимостью не притворяться ни в чем. Расскажите историю своего детства, но не для того, чтобы свалить вину на других или найти себя, а скорее чтобы признаться самому себе в смятении, гневе и страхе, которые росли в вас в ходе длинной серии разочарований. Возможно, у вас чудесные родители. Но даже самые лучшие родители чем-то обижают своих детей. Высока вероятность, что именно родители – причина вашей глубочайшей, самой сокрушительной боли.

Если вы научитесь почитать родителей, то будете
готовы к тому, чтобы правильно строить и все
остальные взаимоотношения.

Совсем не случайно пятая заповедь (почитать родителей) стоит первой в ряду шести заповедей, связанных с человеческими взаимоотношениями. Она стоит перед заповедями, регулирующими ваши взаимоотношения с супругом, детьми и друзьями. Почему? Возможно, дело в том, что если вы научитесь почитать родителей, то сможете правильно построить и все остальные взаимоотношения (Я в долгу перед моим другом Биллом Одумолон, пастором Библейской Церкви в Денвере, Колорадо. Именно он навел меня на эту мысль). Возможно, величайшим камнем преткновения для веры в Божью доброту (а эта вера необходима для того, чтобы любить других людей) является универсальная и часто влекущая за собой тяжелейшие последствия неспособность родителей дать все необходимое своему уязвимому и легко ранимому ребенку.

Признайте обиду, гнев и страх, которые вы начали испытывать много лет назад и продолжаете испытывать до сих пор. Отнеситесь к ним как к врагам, которых можно использовать для благой цели. Заново проиграйте в своем сознании события вашей жизни, выделяющиеся на общем фоне как особо тяжелые или радостные, сопровождавшиеся яркими переживаниями и трудно забываемые. Некоторое время поразмышляйте над этими воспоминаниями. Пусть в это время с вами будут близкие друзья.

Вам может показаться, что вы никогда прежде не испытывали таких сильных чувств. Некоторые из них будут безобразными. Имейте в виду, что корень любого безобразного чувства лежит не в том, как другие обращались с вами, а скорее в вашем требовании обращаться с вами хорошо. Признайте это требование, а затем обратите внимание на то, каким образом оно подпитывало вашу ненависть ко всем обидчикам. Оцените, не пытались ли вы справиться с разочарованием, дав самому себе хороший пинок за то, что не заслуживаете лучшего обращения. Если так, то вы полны презрения к себе.

Обратите внимание, как отчаянно вы пытаетесь защитить себя от еще большей боли и сохранить хоть немного уважения к себе. Когда вы вступите в свой внутренний мир и увидите, что он полон гневной страсти выжить, вам может показаться, что больше там ничего нет. Но там есть и другое. Посмотрите, ведь в вас есть и тихое желание просто жить, отдыхать и заниматься своими делами без постоянного самоутверждения или самозащиты. Вы хотите жить честно, мирно, счастливо.

Но у вас не получается. Слишком велика опасность неудачи и возможность быть отвергнутым. Вы не можете позволить себе перестать карабкаться, расслабиться, просто жить. Ни один человек в здравом рассудке не станет наслаждаться легкой прогулкой по городу, который находится в состоянии войны. Вы решились уцелеть в мире, где рвутся снаряды, где вас оскорбляют, где полно убийц, угрожающих насилием, наемных и тайных агентов, завоевывающих ваше доверие, а затем всаживающих нож вам в спину. И вполне возможно, что вы неплохо справляетесь со своей задачей, то есть выживаете. Вы даже можете настолько преуспеть в науке выживания, что начнете получать удовольствие от сознания собственной силы.

Истинный враг – сомнение в Боге – остается в тени. Он тайно готовит себе в вашем сознании посадочную площадку. Этой посадочной площадкой является ваша решимость требовать, чтобы другие приходили вам на помощь. Сомнение в Боге гораздо более серьезная проблема, чем любое плохое обращение, жертвой которого вы, возможно, являетесь. Это корень всех грехов.

Выявив в себе этот дух требовательности, вы вскоре испытаете страстное желание отдохнуть и больше ничего не требовать. Вам захочется довериться Тому, Кто за все отвечает. Вы также захотите жить в среде, где сможете спокойно развивать свой потенциал, а не стоять вечно на страже в ожидании очередной опасности. Вы яснее поймете, что должны сознательно жить, имея за спиной надежное убежище, на прочность которого вы можете полагаться. Желание узнать Бога как защитника и освободителя будет становиться все больше. И еще большая часть вашего сердца станет искать Его.

КАК РАССКАЗАТЬ СОКРОВЕННУЮ ИСТОРИЮ СВОЕЙ ДУШИ

К сожалению, люди зачастую на этом останавливаются, если вообще достигают этой стадии. Они не склонны смотреть дальше истории своего настоящего, истории об эгоцентризме и жажде общения, а также дальше истории своей внутренней жизни, в которой явно проявляется как их оборонительная позиция, так и страсть к жизни. Многие полагают, что стоит научиться вести себя более ответственно, как следует разобраться в своем эмоциональном механизме, и движение к духовной зрелости обеспечено.

Но это не так. Ни история вашего настоящего, ни история вашей внутренней жизни не выявляют основной проблемы. Вы должны рассказать сокровенную историю своей души, повествование о подозрительности и страхе, порождаемых вашим отношением к Богу.

Следующие четыре ключевые вопроса помогут вам рассказать свою историю:

1. Что изменилось в вашей жизни, благодаря Божьей любви?

Живете ли вы спокойно, полагаясь на заботу Бога, Который не дает вам никаких гарантий относительно хорошего здоровья, верности супруга и послушания детей? Или вы живете, терзаемые страхом, что завтра может произойти нечто ужасное, нечто такое, с чем вы не сумеете справиться? Является ли Бог для вас источником глубокого утешения, несмотря на то, что по Его высшему провидению ваша мать – алкоголичка, а ее третий муж досаждает вам? Когда у вас возникает невыносимая боль, то тлеют ли под страданием искорки радости от мысли, что настанет день и Божья доброта поглотит все жизненное зло?

2. Благодарны ли вы Богу за помощь, когда стоите перед нелегким выбором?

Усвоили ли вы, что Божий стиль руководства не подразумевает избавления от обязанности принимать среди сумятицы жизни мужественные решения? Обнаружили ли вы, что Бог не всегда проясняет для вас конкретные детали того, что Он от вас хочет? Вас это устраивает? Или огорчает?

Когда вы не имеете понятия, как наладить давшие трещину взаимоотношения или на какую работу пойти, становится ли Библия для вас драгоценным источником Божьей мудрости? Или вы с отвращением откладываете ее в сторону, отчаявшись найти стих, который содержал бы конкретное указание для вас? Живете ли вы в спокойной уверенности, что каким-то непостижимым образом Бог неизменно действует в вашей жизни? Или вас несколько смущает история об одном вашем друге, который молил Бога дать ему мудрость, а потом принял решение, ввергнувшее его в бездну страданий?

3. Верите ли вы в целительную силу Бога, невзирая на свои глубокие и по-прежнему не зажившие душевные раны?

Прежде чем начать верить в способность Бога исцелять, требуете ли вы, чтобы Он исцелил ваши раны? Получили ли вы исцеление, освобождающее вас для большей любви к другим людям? Или вы получили поверхностное исцеление через самоутверждение и установление границ? Что оскорбляет вас больше: ваша нескончаемая боль или ваш нескончаемый грех? Что вы цените больше: исцеление или прощение?

Что оскорбляет вас больше: ваша нескончаемая боль или ваш нескончаемый грех?Не случилось ли так, что в результате ваших поисков исцеления, Крест из орудия искупления ваших грехов превратился в средство утверждения вашей сверхценности? И не привели ли те же самые поиски к вашей близости, но только не с Богом, дарующим вам свободу любить посреди беспрерывных страданий, а с поддельным божком, наркотиком, помогающим притупить боль, но не развивающим ваш характер?

4. Познали ли вы Бога, Который возбуждает в вас страсть, превосходящую по своей силе все остальные страсти, включая страсть к сексуальному наслаждению, личной самореализации и облегчению боли?

Открылся ли вам Бог таким образом, чтобы хотя бы на какое-то мгновение грех стал для вас чем-то невообразимым и абсолютно непривлекательным? В результате общения с Богом стали ли вы испытывать сострадание даже к самым злейшим своим врагам? Помогает ли вам сознание того, что самое главное в этом мире – Бог и забота о других, даже если вам очень плохо?

ПРОБЛЕСКИ СЛАВЫ

Эти вопросы помогут вам рассказать сокровенную историю вашей души таким образом, что на поверхность всплывут тот гнев, страх и сомнения в Божьей доброте, которые еще сохранились в вас. Когда вы признаетесь в своем страхе перед жизнью, в гневе, который порой испытываете по отношению к Богу, не защищающему вас от боли, и в том, как часто сомневаетесь в Его доброте, вы вновь огорчитесь, на этот раз сильнее, чем когда-либо.

Острые углы гнева, страха и сомнения не вписываются в округлую форму вашей души. Вы созданы, чтобы наслаждаться любовью, покоем и доверием. Когда вы признаетесь в своем гневе, страхе и сомнении, у вас в душе начнет зарождаться желание согласовывать свои действия с Богом, потребность в чудесах Христа, а также желание познать Его как Господа. Именно тогда вы узнаете, что значит искать Бога всем своим сердцем и приходить к Нему с верой, узнаете, что Он такой, каким явил Его Христос, и что Он воздает тем, кто ищет Его. Именно тогда вам явится этот проблеск. Невозможно предсказать, когда вы увидите его и какую неожиданную форму он примет, но вы его обязательно увидите.

Когда это происходит, тайна становится еще таинственнее. Вы испытываете меньший соблазн уйти в спасительные формулы, чтобы убедить Бога совершить на ваших глазах чудо преображения. Бог по-прежнему абсолютно независим. Он открывается, только когда захочет. Но теперь Его непредсказуемость вызывает в вас восторг только потому, что вы Его видели. Вы знаете, какой Он. Вы доверяетесь Ему, предоставляя делать то, что Он сочтет нужным, потому что знаете Его доброту. До тех пор пока эта уверенность сохраняется в вас, в душе царит мир, какие бы тяжкие испытания ни выпадали на вашу долю. Вы горячо желаете любить, несмотря на плохое обращение. Радость перевешивает самую горькую скорбь.

Вы по-прежнему боретесь (и порой борьба бывает очень тяжелой) со страхом, гневом и унынием. Но теперь вас уже никогда не покидает знание истины о том, что Бог благ, а грех плох, и облегчение, которое он дает, преходяще. Вы обнаруживаете, что стали немного терпеливее. Когда раздражение вновь возникает, вы умеете пресечь его. Даже в самом разгаре паники, вы уверены в благополучном исходе. Вы действительно начинаете верить Господу, когда Он говорит: «Мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33). Вы спокойно живете в полной уверенности, что никакое зло мира не в состоянии одолеть Божьей благодати. Последняя глава, у которой нет конца, станет историей о том, как доброта охватывает собой все сферы жизни. Это будет история о бесконечно радостных встречах, о лишенных эгоизма взаимоотношениях, о свободном труде, о путешествиях без несчастных случаев и чистом смехе людей, которые действительно хорошо проводят время.

Можете ли вы себе представить, что значит наслаждаться абсолютной уверенностью в Боге в мире, где нет абсолютно никаких испытаний, где все хорошо обращаются друг с другом и никто никогда не скорбит? «Всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя» (1 Ин. 3:3), когда повинуется заповедям Христа. А кто повинуется им, «тот любит Меня... и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14:21, курсив мой). Мы призваны проходить через трудности и обретать Бога. «И взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим» (Иер. 29:13).

Оглавление

Вперед


Домой

Новости

Книги Словарь Связь Поиск

2003 Alter Ego, Церковь в Москве, ae-reality@yandex.ru

Hosted by uCoz