Домой Новости Книги Словарь Связь Поиск
 

Заповеди

К оглавлению Словаря

1.

Иногда наступают моменты, когда духовное состояние не соответствует требованиям Библии. Это особенно печально для того, кто серьезно хочет соответствовать этим требованиям. Все эти непростые заповеди – не прелюбодействовать (даже в сердце), не испытывать ненависть, не искать своего (а того, что на небесах), любить ближнего, как самого себя – иногда становятся абсолютно невыполнимыми. Можно попытаться погасить в себе неправильные эмоции, загнать их подальше, и попробовать вызвать в себе подобие любви, подобие интереса к тому, что нас не интересует сейчас и т.д. После долгих таких попыток возникает вопрос: зачем это все вообще нужно? Почему мы не должны испытывать именно этих чувств, а должны испытывать противоположные? Почему именно эти мысли, от которых так трудно избавиться, названы в Библии грехом? Эти вопросы приходят от отчаяния, от неспособности соответствовать требованиям. И не удивительно – вряд ли возможно исполнить все заповеди чисто механически, не поняв их глубинного смысла и значения для людей. Возможно, в этом веке мы не сможем до конца понять их смысл, но, по крайней мере, можно сделать кое-какие предположения.

Сразу после уверования, когда я еще не успела осознать свою неспособность исполнить эти повеления и не задумывалась об их смысле, заповеди представлялись мне чем-то условным. Они казались требованиями Бога, которые мало относятся к человеку. Бог не может подпустить к себе грешных людей, потому что Он свят. Но мы собираемся делить с Ним вечность и небо, поэтому нам нужно соответствовать Его праведным требованиям. Такое поверхностное представление подразумевает, что нам самим не очень-то нужна праведность, любовь и доброта к другим. Мы попытаемся достичь этого всего ради Бога и ради нашей будущей вечной жизни. Но сами мы в этом не очень заинтересованы.

Теперь этот вопрос предстал с совсем другой стороны. Что если заповеди даны нам не просто так, а именно потому, что они необходимы нам? Человеческое мироощущение зависит от личности. Поэтому то, кем мы являемся, определяет то, как мы себя ощущаем в жизни. Наша греховность – постоянный источник наших же мучений. Личности, лишенные целостности, распадающиеся в своих безумных желаниях, по-настоящему не ценящие никого и ничего, не смогли бы быть счастливыми даже в самом совершенном мире. Поэтому любящий Бог из Библии, каким он мне представляется сейчас, хочет видеть нас совершенными не по прихоти, а потому что это единственная наша возможность испытать «жизнь с избытком».

Заповеди кажутся мне чем-то вроде советов, как жить более полной и осмысленной жизнью. Они похожи на указания родителей детям, нацеленные на то, чтобы сделать жизнь ребенка безопаснее и лучше. Это все равно что говорить ребенку «не выпрыгивай в окно, а то разобьешься», или «надо есть каждый день, а то умрешь». Подобным образом, «ищите того, что на небе, а не на земле» (иначе навсегда погрязнете в своих обыденных мелких делишках и не узнаете настоящей жизни). Или «любите друг друга» (потому что вы сами обедняете свою жизнь эгоизмом). Или «люби Бога всем сердцем и всем разумом» (потому что нет никого и ничего выше Него, никого более достойного любви). Еще сказано «будьте совершенны, как Отец совершенен» – в этом повелении сосредоточена забота Христа о людях. Бог хочет для нас самого лучшего: чтобы мы были совершенными, целостными личностями, способными любить других, ценить то, что действительно ценно, делать разумные выборы.

Pandora

 

Домой

Новости

Книги Словарь Связь Поиск

2003-2007 Alter Ego, Церковь в Москве, mail@realnost.ru

Hosted by uCoz