|
Домой | Новости | Книги | Словарь | Связь | Поиск |
Истина |
1. Познание Истины не тождественно с объективностью. Познание истины не есть объективация, т. е. отчуждение и охлаждение. Истина первична, а не вторична, т. е. не есть соответствие чему-то другому. В последней глубине Истина есть Бог и Бог есть Истина. Истина не есть реальность и не есть соответствие реальности, а есть
смысл реальности, есть верховное качество и ценность реальности. В
человеке должно происходить духовное пробуждение к Истине, иначе она
не достигается или достигается омертвевшей, окостеневшей. Истина может
судить Бога, но потому только, что Истина и есть Бог в чистоте и высоте,
в отличие от Бога, приниженного и искаженного человеческими понятиями.
Истина есть не объективная данность, а творческое завоевание. Это
есть творческое открытие, а не отражающее познание объекта, бытия.
Истина не стоит перед извне готовой реальностью. Она есть творческое
преображение реальности. Мир чисто интеллектуальный, мир чисто интеллектуального
познания есть в сущности отвлеченный, в значительной степени фиктивный
мир. Истина есть изменение, преображение данной реальности. То, что
называют фактом и чему приписывают особенную реальность, есть уже
теория. Истина целостна даже тогда, когда она относится к части. Совершенно
неверно придавать Истине чисто теоретическое значение и видеть в ней
как бы интеллектуальную покорность познающего данной ему извне реальности.
Не может быть чисто интеллектуального отношения к Истине, оно неизбежно
волевое, избирающее. Человек не находит Истины, заключенной в вещах.
Открытие есть уже творческое созидание Истины. Истина субъективна, она индивидуальна и универсальна в своей индивидуальности, она по ту сторону этого противоположения, она субъективна, т. е. экзистенциальна, но еще вернее было бы сказать, что она по ту сторону противоположения субъективного и объективного. Истина коммюнотарна, т.е. предполагает общение и братство людей. Но это общение и братство людей легко вырождается в принудительный, авторитарный коллективизм, когда Истина представляется идущей извне и сверху, от коллективного органа. Коммюнотарность есть братское отношение к Истине человеческих личностей и предполагает их свободу. Коллективизм есть принудительная организация общения, признание коллектива особенной реальностью, стоящей над человеческой личностью и угнетающей ее своим авторитетом. Коммюнотарность есть осуществление полноты свободной жизни личностей. В жизни религиозной это и есть соборность, всегда предполагающая свободу. Коллективизм же есть перерождение и деформация человеческого сознания и совести, отчуждение сознания и совести, подчинение человека фиктивной, не подлинной реальности. Человек призван освобождаться от неисчислимого количества религиозных и социальных иллюзий, реакционных и прогрессивных. Николай Бердяев, Истина и откровение
|
Домой | Книги | Словарь | Связь | Поиск |
2003-2007 Alter Ego, Церковь в Москве, mail@realnost.ru