Домой Новости Книги Словарь Связь Поиск

Пол Биллхаймер

Не расточай свои печали

1 2 3 4 5 6

стр. 1

ОТ АВТОРА

Я пишу о любви не потому, что считаю себя в этом знатоком. Отнюдь. Я хочу с сокрушённым сердцем и глубоким раскаянием признать здесь, перед своей женой, детьми, родственниками и друзьями, перед всеми своими прежними прихожанами, бывшими коллегами преподавателями, студентами и дорогими радиослушателями, в руки которых может попасть эта книга, что я полностью заблуждался относительно сущности любви. Бог вёл меня весьма нелёгким путём – путём многолетней суровой закалки, напряжённых поисков, строгой дисциплины для того, чтобы показать мне истины, которые я выражаю на страницах этой книги.

Несмотря на то, что перенести всё это было нелегко и даже до смерти мучительно, Его уроки я не променял бы ни на что в мире. Мою благодарность Богу за Его верность и терпение ко мне, не знающие границ, невозможно выразить.

Об одном я только не перестаю сожалеть и сокрушаться: что я был таким медлительным и бестолковым учеником. Величайшая радость наполняет всё моё существо при мысли, что Бог, несмотря ни на что, не отвернулся от меня.

Пол Биллхаймер.

С сердечной благодарностью – моей жене, много помогавшей в работе над этой книгой. Господь сделал так, что в течение шестидесяти двух лет супружеской жизни мы учились друг у друга той любви, о которой говорит эта книга.

ГЛАВА 1

ЦЕНА СЛАВЫ

"Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу" (2Кор 4:17)

Для того чтобы понять этот отрывок из второго послания к Коринфянам, мы должны определить значение слова "страдание". Очень возможно, в самом деле, что Павел в основном подразумевал под страданиями гонения притеснения, расправы, лишения, которым подвергались ранние христиане за свою преданность Богу и распространение Евангелия.

Часть того, что довелось испытать самому Павлу, перечисляется им в 2 Кор. 11:22-23. В этом списке бедствий упоминаются такие испытания, которые причинили ему телесные страдания, и, возможно, даже принесли неизлечимые повреждения. Хотя многие сомневаются в том, что Павлово "жало во плоти" (2 Кор. 12:7) было физическим недугом, такая интерпретация, однако, не исключается; в таком случае этот физический недуг также является страданием.

Греческое слово, переведённое, как "страдание" означает просто "давление", вызванную чем-то боль, горе. Под этим подразумевается любая скорбь, ощущение боли или душевной подавленности, обусловленные болезнью, потерей, несчастьем и т.д.

Некоторые верующие полагают, что Бог для исправления заблудшего святого или того, кто нуждается в Отцовском наставлении, пользуется любыми иными видами назидательных страданий, но только не физической болезнью, так как Иисус взял на Себя наши немощи и наши болезни на кресте (Ис. 53:4-5).
 
Придерживающиеся такого взгляда верят, что человеку отнюдь не обязательно принимать болезнь как исправительную меру. Так как за наши болезни уже была заплачена дорогая цена, говорят они, верующий обязан развивать в себе веру, которая способна в мгновение ока исцелить его от любой болезни, то есть, нам нет нужды терпеливо выносить свою болезнь в надежде уразуметь какой-либо урок, который Бог, возможно, предполагает преподать нам таким путём.
 
Подобная точка зрения, очевидно, противоречит тому, как сам Павел понимал эту проблему. В 1 Коринфянам 11:28-32 он говорит: "Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей. Ибо кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и немало умирает. Ибо, если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы; будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осуждёнными с миром".

Из этого отрывка видно, что Бог пользуется физическими страданиями с назидательной целью. А если так, то невозможно исключать болезни, которые Господь использует для того, чтобы сконцентрировать внимание верующего на определённом аспекте его личной жизни, который нуждается в усовершенствовании. Александр Макларен сказал, что каждое страдание содержит в себе увещание, идущее непосредственно от Божьего сердца. Вочман Ни говорил, что мы не можем продвигаться в познании Бога иначе, чем через испытание бедствиями. Царь Давид восклицает: "Прежде страдания моего (очевидно физического) я заблуждал, а ныне слово Твоё храню... Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим" (Пс. 118:67, 71). И, наконец, Иов является примером Божьего использования физических страданий для наставления.

Поэтому видно, что хотя Иисус взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни, Бог всё же пользуется физическими страданиями как средством наказания Своих детей. Если это так, то мы не должны и не можем исключать болезни и недуги из того, что названо апостолом Павлом "кратковременным лёгким страданием", производящим в безмерном преизбытке вечную славу для послушного и искренне верующего чада Божьего.

Если мы принимаем такое объяснение страдания, то тогда, по словам Павла, любое притеснение, чем бы оно ни было вызвано, включая физическое страдание, послужит нам во благо. Таким образом, верующие, страдающие телесно и не получившие исцеления, должны прекратить свои жалобы и стенания, отогнать от себя расслабляющие мысли, а свою энергию употребить лучше на поиски метода, посредством которого их страдание и горе могут быть превращены в "вечную славу". Настоящая книга представляет собой попытку помочь страдающим верующим отыскать этот метод.

Самая серьёзная жизненная проблема

За исключением греха, который является причиной СКОРБИ, скорбь составляет самую серьёзную проблему человеческой жизни. Поэтому апостол Павел фактически говорит, что "кратковременное лёгкое страдание наше", при правильном нашем отношении к нему, творит или создаёт для нас вечную славу, много большую, чем все наши страдания. Следовательно, нужно им дорожить, а не упустить напрасно его в досадах и непокорности.

Павел далее расширяет эту славную истину, находящуюся в 2 Кор. 4:17-18, в Послании к Римлянам 8:18: "Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас". Затем в Рим 5:3-5: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия (агапе) излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам".

Для многих людей такое мышление представляется принятием желаемого за действительное, а применение его в жизни кажется чем-то вроде "крика в пустыне". Эта книга, основанная на здравом смысле и библейской реальности, имеет своей целью показать, что эта концепция страданий есть нечто большее, чем просто поднятие настроения человека.

Страдание создаёт наиболее серьёзную проблему для верующих. Человеку вообще свойственно любой ценой спасаться, избегать страданий, а не считать их полезными. Но, согласно Божьему Слову, страдание – это не случайность, а дар, которым надо дорожить, потому что когда он правильно принимается, он увеличивает славу и честь человека в вечности.

Страдание неизбежно в мире

В падшем мире страдания того или иного вида присущи всем существам без всякого исключения. Ничто не способно избавить земное существо от страданий, будь то власть, святость, здоровье или богатство. "Но человек рождается на страдание, как искры, чтоб устремляться вверх" (Иов 5:7). "В мире будете иметь скорбь" (Иоанн. 16:33). "Чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено. Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете" (1 Фес. 3:3-4). Следовательно, скорбей или страданий избежать не может никто: ни святые, ни грешники.

Скорби грешника

Нас не удивляет, что грешника постигает страдание. "Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое" (Рим. 2:9). Мы понимаем, что скорбь и страдание неизбежно следуют за грехом. Это непреложный закон. Хотя сам грешник может и не сознавать того, но грех и скорбь являются синонимами. "Ибо возмездие за грех – смерть" (Рим. 6:23).

Почему святые страдают?

Но почему же праведники страдают? Почему все верующие не исцеляются от всех болезней и притом не исцеляются мгновенно? Почему они не "возносятся в небесные выси на цветочных ложах безмятежности". Почему верующий должен "бороться, чтобы добыть награду, плывя в море кровавых страданий?" Для большинства людей трудно понять, почему скорбь постигает святых. Это составляет одну из тайн веков. Но, какой бы ни была эта тайна, мы знаем, что Бог есть любовь и, что, согласно 2 Кор. 4:17-18, Он позволяет святым страдать, только чтобы творить для них в небесах "вечную славу". Никто не становится святым без страдания, потому что страдание, когда оно правильно принимается, служит путём к небесной славе.

ГЛАВА 2

ВЕЛИЧАЙШИЙ СТРАДАЛЕЦ ВО ВСЕЛЕННОЙ

Страдания Божества

Люди не единственные страдальцы во Вселенной. Есть склонность предполагать, что Бог произвольно установил наказание за грех, и Его Самого этот закон не касается. Предполагается, что Бог совершенно свободен и изолирован от страдания и наказаний, которые Он наложил на грешное творение. Многие представляют себе Бога как существо, восседающее в недосягаемых вершинах, так сказать, в неприступной башне из слоновой кости, откуда Он мечет молнии Своего гнева, поражая людей горем и печалью. Хотя Он сотворил мир, в котором сейчас господствует страдание, предъявляется обвинение, что Сам Он избавлен от этого бедствия.

НО ЭТО НЕ ТАК. Вас, возможно, удивит утверждение, что бесконечно блаженствующий Бог является самым большим страдальцем во Вселенной. От самой вечности, ещё до того, как Он вызвал Своим словом мир к бытию, до того, как Им были сотворены ангелы, архангелы, херувимы, серафимы, до того, как из Его рук вышел прародитель рода человеческого – Адам, созданный по образу и подобию Божьему, Господь Бог предвидел грехопадение и наметил план человеческого искупления. И Он также предвидел, что план искупления невозможно будет осуществить без страдания Самого Божества. Да и как можно было бы поклоняться бесстрастному, не ведающему страданий Богу, Который в таком случае был бы лишён самого основного атрибута Божественности – агапе, или любви Божией. Но именно закланный Агнец, прошедший человеческие страдания, был, по словам Откровения, признан всеми славными небесными обитателями, достойным принять силу, богатство, премудрость, крепость, честь, славу и благословение (Отк. 5:12).

Цель Бога – единокровная семья

Первичная цель Бога в создании Вселенной состоит в том, что Бог желает приобрести Себе семью, причём семью, которая была бы не просто сотворена Им, но и возрождена. "Так как Он избрал нас в Нём прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей" (Еф. 1:4-5). "Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями" (Рим. 8:29).

Цель родовой семьи

Но это ещё не всё. Создание единокровной семьи было предпринято Богом для того, чтобы Сын Божий обрёл Себе Вечную Спутницу, называемую в Писании Невестой, женой Агнца (Отк. 21:9). Согласно Божьему плану эта вечная Спутница должна быть особым образом обучена и подготовлена для того, чтобы воцариться на троне Вселенной со своим Женихом после Брачной Вечери Агнца (Отк. 3:21; 19:7, 9). Но Бог знал, что приобрести Невесту можно только ценой страшного страдания Самого Божества. И Он также знал, что Невеста сможет быть подготовлена к Своей царской роли только ценой Своих страданий. Таким образом, для того, чтобы реализовать
Свою основную цель творения, а именно – приобретение вечной спутницы для Своего Сына, Бог тоже должен был пострадать. Это было неизбежно. И чтобы быть готовой царствовать, она тоже должна страдать. В свете этого проясняется смысл 2 Тим. 2:12: "Если терпим, то с Ним и царствовать будем". Итак, страдание присуще Божьему творению. А если это так, то отсюда неопровержимо следует, что страдание играет какую-то чрезвычайно важную роль, обладает некой высшей целесообразностью. Страдание – часть Божьего плана.

Так как Бог хотел добровольной любви от Своей Невесты, Он был вынужден дать человеку право выбора. Этот выбор, конечно, был связан с возможностью падения. Грех требует искупления. Искупление требует выкупа, то есть уплаты. Уплата требует страдания. Следовательно, от всей вечности страдание присутствует в Божьем плане.

Цена добровольной любви

Когда Бог задумал план сотворения и искупления, Он предвидел грехопадение человечества и принял как необходимость то, что Ему Самому пройдётся испытать безграничное страдание за общий грех мира со всеми его последствиями: болезнями, скорбями, страданиями и болью. Бог знал, что уплатить за грех возможно будет только в том случае, если Он в самом Своём Существе переживёт всю полноту страдания, которого требовала справедливость Божья за нарушение всеобщего морального закона. Для этого Он решил воплотиться в человеческом теле. Вот что говорит Писание о Богочеловеке Иисусе: "Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принёс молитвы и моления могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Своё благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию" (Евр. 5:7-8). Бог также заранее знал, что страдание Его должно быть точно такого же качества и силы, как страдание, сопровождающее грех грешника.

Не формальный процесс

Итак, Божество добровольно приняло на Себя полную меру страдания за совокупный грех человечества, вместе со всеми последствиями этого греха, для того, чтобы приобрести Себе Вечную Спутницу. Этот факт, таким образом, становится логически необходимым следствием искупления. Если бы Иисус ЛИЧНО на Самом Себе не перенёс всего наказания, причитавшегося человечеству за все его грехи, искупление носило бы чисто формальный характер. Но этим никак нельзя было бы удовлетворить Вечную Справедливость. Если бы грех можно было просто оставить без достойного наказания, принцип справедливости был бы нарушен. Согласно этому принципу. Высший Вселенский Суд для сохранения морального закона равновесия требовал, чтобы каждый грех человечества был кем-то оплачен сполна: ценой, равной этому греху. Вот почему Христос, Агнец Божий, как говорится в Откровении 13:8 был "заклан от создания мира". Из всего этого следует, что страдание присуще Вселенной, покоящейся на моральном основании.

ГЛАВА 3

МОРАЛЬНАЯ ВСЕЛЕННАЯ

Три вида любви

Что вообще подразумевается под моральной Вселенной? Это такая Вселенная, которая управляется ЗАКОНОМ ЛЮБВИ, потому что "любовь есть исполнение закона" (Рим. 13:10). Любовь есть исполнение всякого обязательства разумных существ друг перед другом: перед Богом, перед человеком или перед ангелами. Потому основополагающей чертой морального миро устройства является любовь - агапе. В греческом языке есть три слова, обозначающие то, что мы переводим просто как "любовь". Три эти слова, однако, обозначают три уровня любви: эрос – любовь между противоположными полами; филос – любовь между друзьями; агапе – любовь, характеризующая Самого Бога. Любовь- агапе – это врождённая самосущая любовь, которая любит по своей собственной природе, а не благодаря тем или иным качествам объекта любви. Согласно Библейскому толкователю, агапе есть спонтанная, естественная или самопроизвольная любовь. Например, солнце в одинаковой мере сияет и прекрасным садовым цветам и сорняку, потому что такова природа солнца. Оно не может не сиять. Точно так же Божья любовь обнимает добрых и злых, изливая благословения солнца и дождя одинаково на всех людей – как праведных, так и неправедных (Мат. 5:45). "Бог есть любовь" (1Иоан. 4:8). Иными словами. Бог есть олицетворение любви. Он всецело состоит из любви, которая является Его сущностью. 1 Кор. 13 даёт нам боговдохновенное описание любви-агапе. Любовь - агапе – это, по сути дела, не эмоциональная любовь, а скорее действенная, благая, и даже более чем жертвенная воля к добру. Она есть душа этики.

Всемогущество любви

Так как Бог есть любовь (агапе), то единственный всемогущий принцип, действующий во Вселенной, есть любовь. Иначе Бог не был бы Богом. В этой связи силлогизм может звучать так: Бог Всемогущ, Бог есть Любовь. Поэтому Любовь всемогуща. А раз так, то любовь представляет собой вечный, всетерпеливый, высший изначальный принцип Вселенной. Сатана попытался оспорить этот принцип и проиграл. Как описывает Откровение (12 глава), на небесах некогда произошла война, и сатана и его ангелы были низвергнуты. Но, несмотря на это, дьявол продолжает верить, что грубая сила более могущественна, чем любовь. В Откровении он описывается как сила, вдохновляющая зверя и, согласно современному сатанизму, всё ещё непоколебим в своём стремлении, ниспровергнуть Бога с небес.

В сатанинской библии написано, что распятие символизирует "бледную немощь, висящую на древе". В своих ритуалах сатанисты величают сатану "несравненным принципом тьмы, управляющим Землёй". Его поклонники, далее, убеждены в том, что сатана, в конце концов, обесславит Христа, которого они, между прочим, называют "воплощением вифлеемской низости", "проклятым назореем", "беспомощным царём", "беглым и безмолвным богом". Сатана, в свою очередь, описывается, как "Люцифер, правящий Землёй", который "изольет гибель на обречённых Христовых приспешников". Далее, их книга также называет сатану "господом света", перед которым "ангелы, херувимы и серафимы Христа, сотрясаясь от ужаса, распластаются ниц", в то время как он (сатана) будет "сокрушать небесные врата".

Конечный триумф любви

Но книга Откровения повествует иначе. Она описывает войну между зверем, представляющим грубую силу, и закланным Агнцем. Война оканчивается победой над ним и воцарением Агнца со Своей Невестой на троне Вселенной. Любовь побеждает! Когда небеса со страшным шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят"; когда "земные времена уйдут, и земные престолы и царства падут", когда новое небо и новая земля, в которых, будет царить праведность, придут на смену разрушенной и очищенной Вселенной, тогда только то, что находилось в согласии с принципом любви не прейдёт. Эта любовь даже теперь, в наши тревожные времена, является высшим законом Вселенной и, как таковая, переживет нынешний порядок вещей.

Цель жизни на земле

В свете этой истины познание любви – агапе, олицетворённой во Христе, является высшей целью жизни на земле. Этой целью и объясняется всё, чему Бог позволяет происходить с тем или иным Божьим чадом. Основное занятие Бога в нашем веке состоит не в управлении Вселенной великой силой Его приказа, но в обучении членов Его избранной Невесты урокам любви – агапе, что составляет подготовку их к небесному трону. Бог не делает ничего в направлении искупления, что не было бы связано с этой задачей. Следовательно, любое событие в жизни верующего – радость это или скорбь, боль или удовольствие, несчастье или благословение – всё это без исключения подчинено Богом одной цели: приобрести членов для Своей Невесты и привести к зрелой любви-агапе. Высшая цель жизни на земле, тогда, состоит не в удовольствиях, славе, богатстве или любых других земных утехах, но в познании любви - агапе. В следующем миро устройстве Вселенной (в Царстве Божьем) ранг каждого человека будет определён не талантом, личным обаянием, проницательностью интеллекта или земным успехом и благосостоянием, но только одной любовью - агапе.

"Иисус же... сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мат. 20:25-28).

Любовь страдает

Нет любви без самоотдачи. А самоотдача всегда приносит боль. Потому нет любви без страданий. Страдание является важным элементом любви-агапе, и поэтому моральной Вселенной. Даже Бог должен платить за любовь страданиями. Если вы думаете, что бесконечно блаженствующий Бог не может страдать, попытайтесь представить себе, как дорого стоило Отцу послать Своего единородного Сына умереть на кресте вместо грешников, жертвой за грех людей. Подумайте, что Ему стоило отвернуться от Своего невинного Сына и покинуть Того, кто Сам ничем не согрешил, но ради нас взял на Себя наши грехи (2 Кор. 5:21). Подумайте также, что стоило Отцу видеть Сына Своего нисходящим в ад (Еф. 4:9; Деян. 2:27). И, наконец, вообразите, что стоило Отцу излить на Своего Сына (пригвождённого к кресту и затем спустившегося в ад) полную ярость Своего гнева против греха из-за совокупной вины всего человеческого рода (Евр. 2:9).

Любовь страдает добровольно

Апостол Павел сказал: "Любовь долготерпит..." (1 Кор. 13:4). Это означает, что страдания любви добровольны. Бог есть любовь, любовь же не может не сопровождаться добровольными страданиями. Любовь, не принимающая страдание добровольно, есть не более чем суррогат любви, ибо сущность любви состоит в отречении от своего "я" во имя кого-то другого. А никакого отречения невозможно без добровольного принятия
страданий. Таким образом, с объективной вселенской точки зрения без страданий никто не может воспитать в себе нужных качеств. Страдающая любовь есть краеугольный камень Вселенной, потому что без этой любви невозможно достичь самоотречения, а значит, и любви - агапе.

Тот, кто никогда добровольно не страдал, погрязает в полном эгоизме. Только великие страдальцы воистину способны на благие дела. Нет и быть не может святого, кто бы не страдал.
 

Оглавление

Вперед


Домой

Новости

Книги Словарь Связь Поиск

2003-2007 Alter Ego, Церковь в Москве, mail@realnost.ru

Hosted by uCoz