|
Домой | Новости | Книги | Словарь | Связь | Поиск |
Клайв ЛьюисКружной путь или блуждания паломникаРеальность.ru / Книги / Клайв Льюис / Кружной путь или блуждания паломника |
КНИГА ЧЕТВЕРТАЯСНОВА НА ДОРОГЕ Сомневается ли кто-нибудь, что,если мы удалим из сознания Фрэнсис Бэкон ГЛАВА 1НеизлечимыеСтража разбежалась. Рыцарь спешился, обтер свой меч о густой мох и ударил изо всей силы по решетке. – Выходите,– сказал он. Никто не шевелился, узники переговаривались: – Принимаем желаемое за действительное... Нет уж, нас не проведешь! Примерный подросток подошел к выходу и сказал: – Именно, не проведешь! Что, съели? И показал им язык. – Какая прилипчивая болезнь, – сказал рыцарь Разум. – Можно и мне с тобой? – спросил Джон. – Иди, пока достанет сил, – отвечал рыцарь. ГЛАВА 2Копия и подлинникМне снилось, что Джон идет у стремени по скалистой долине, которую миновал когда-то ночью. Дыру в скале не охраняли, было тихо, лишь цокот копыт раздавался в камнях, а за скалою лежал зеленый склон. Трава едва пробивалась, но Джон увидел крокус, и впервые за много дней сердце его пронзила сладостная скорбь. Отерев слезы, он спросил: – Скажи мне, есть мой остров или он мне мерещится? – Как же я скажу, – отвечал рыцарь, – если ты сам не знаешь? – Но ты можешь знать! – Я могу знать только то, что знаешь ты. Я могу перенести твою мысль из тьмы во свет. Ты же спрашиваешь о том, чего нет и во тьме твоего сознания. – А если это мираж, плох он или нет? – Я не сужу о том, что хорошо, что плохо. – Нет, пойми, – сказал Джон. – Приводит это к темнолицым или с них начинается? Меня хотят убедить, что я просто приукрашиваю похоть. – А что ты думаешь? – Многое тут похоже, – сказал Джон. – И остров, и похоть приятны. И остров, и похоть пробуждают томление. Остров приводит к похоти. Да, похожего много. – Конечно, – сказал рыцарь. – Но помнишь ты мою третью загадку? – Я не понял ее, – признался Джон. – Сейчас поймешь. Твоя тяга к острову похожа на тягу к темнолицым девицам. Стражники выводят отсюда, что одна из них – копия другой. Выводят они, к тому же, что обе они – копия твоей любви к матери, а та, в свою очередь, – копия похоти, и так далее, по кругу. – Какой же на это ответ? – Можно ответить так: что же тут копия, что – подлинник? – Я об этом не думал. – Ты еще слишком молод, чтобы много думать, – сказал рыцарь. – Но ты можешь и должен увидеть, что если две вещи похожи, надо спросить, одна ли – копия второй, вторая ли – первой или обе они – копии третьей. – Какая же третья? – Многие полагают, что всякая тяга – копия нашей любви к Хозяину. – Полагали, но теперь подумали и отвергли. Наука доказала... – Наука не могла ничего доказать, ибо никак не связана с тем, что лежит на Запад и на Восток от этой страны, за ее границей. Тебе скажут, конечно, что если две вещи похожи, хорошая – копия, плохая – подлинник. Но это чистые домыслы. Ученые делают вид, что к их учениям привели исследования; на самом же деле они сперва приняли свои учения, потом подкрепили их нужными фактами. – Были же у них какие-то основания все это принять! – Не было, ибо они уже не слушали здравых советчиц. – Кого же это? – Моих младших сестер, Философию и Теологию. – Сестер! А кто ваш отец? – Ты узнаешь его раньше, чем хотел бы. Спускались сумерки, и путники наши, завидев небольшую ферму, зашли туда и попросились на ночлег. ГЛАВА 3Esse est percipi (1)Наутро они отправились дальше, и я увидел во сне, как они движутся меж холмов, по извилистой долине. Джон шел у стремени рыцаря. Оковы упали с него, когда умер Дух, но наручники еще держались, и полцепи болталось на каждой руке. Было тепло, на кустах набухли почки. – Рыцарь, – сказал Джон, – я думал о твоих словах и, кажется, понял. Остров очень похож на место, где я нашёл темнолицую девушку, и все же это – лишь его тень. Одного я не пойму. – Чего же? – спросил Разум. – Никак не могу забыть этих прозрачных людей. Если мы такие на самом деле, все наши мечты – мерзость. Быть может, хорошее – не всегда копия, плохое – не всегда подлинник. Но если речь идет о человеке, что хорошего может он породить? Скорее уж наши благие мечты – словно кожа, сквозь которую глядел великан. – Так, – сказал Разум. – А теперь ответь мне на два вопроса. Во-первых, откуда ты взял, что остров – твоя мечта? – Не станешь же ты доказывать, что он на самом деле есть! – Прибавь: или что его на самом деле нет. – Надо же выбрать то или это! – Ничуть. Пока у тебя нет свидетельств, даже и нельзя. Неужели тебе не вытерпеть сомнения? – Кажется, я не пробовал... – Учись, иначе со мной долго не пробудешь. Это совсем не трудно. Правда, в Гнуснополе это запрещено, они должны поставлять по мнению в неделю, иначе Маммон не будет платить. Но здесь думай, сколько хочешь, только не решай, пока не додумал. – А если я до смерти хочу знать, и свидетельств нет? – Тогда умирай, ничего не поделаешь! Они помолчали, потом рыцарь сказал: – И второй вопрос. Почему ты считаешь, что там, в темнице, ты видел то, что «есть на самом деле»? – А как же? Ведь только кожа... ну, и мускулы скрывают эту пакость. – Хорошо, тогда я тебя спрошу: какого цвета вещи во тьме? – Наверное, никакого. – А какой формы? Знаешь ли ты о них хоть что-то, чего не дали тебе чувства? – Наверное, нет... – Как же ты не поймешь, что великан тебя надул? – Почему? – Он показал, какими были бы внутренности, если бы ты их видел. Другими словами, он показал то, чего нет; то, что было бы, если бы мир был устроен иначе. На самом деле наших внутренностей не видно. Они – не цветные объемные предметы, они – ощущения. «На самом деле» сейчас – приятная сытость, тепло, да многое, только не эти трубки и губки! – Не могу забыть эту опухоль. – То, что ты видел – великаньи фокусы. На самом деле боль есть или ее нет. – Разве лучше, если больно? – Это зависит от человека. – Кажется, начинаю понимать. И все же, неужели нет никакой правды в том, что мне показали? – Почему же, такие зрелища полезны для врачей. И потом, – Разум улыбнулся, – невредно иногда вспомнить о своей немощи. Ты из рода, которому нечем особенно гордиться. Джон посмотрел на рыцаря, и ему стало страшно – лишь на минуту; он увидел постоялый двор. – Смотри-ка! – сказал он. – Не зайти ли? ГЛАВА 4Выход из тупикаПод вечер, когда они снова вышли в путь, Джон спросил рыцаря о второй загадке. – У нее две разгадки, – отвечал тот. – Первая: мост – это рассуждение. Великан разрешает рассуждать себе, запрещает – другим. – Как это? – Ты же слышал. Если спорят с ними, они скажут, что ты прикрываешь доводами свои влечения, и не станут отвечать. Но если кто готов слушать их, они спорят и доказывают, сколько им угодно. – Понимаю. Как же им ответить? – Спроси их, можно ли верить доводам. Если нет, ученье их никуда не годится, ибо они создали его, рассуждая. Если да, пусть послушают и нас, и возразят по существу. – Да, это я понял, – сказал Джон. – А вторая разгадка? – Мост – учение о том, что мы принимаем желаемое за действительное. Им они тоже хотят и пользоваться, и не пользоваться. – Как так «не пользоваться»? – Разве они не твердят, что Хозяин – всего лишь наша мечта? – Ну, это уж правда! – Теперь подумай. Как по-твоему, и Сигизмунд, и Снобы, и даже лорд Блазн хотят, чтобы над ними был Хозяин? Джон остановился и подумал. Сперва он пожал плечами, потом схватился за бока и хохотал до упаду. Когда он устал и замолчал, он представил себе, какой был бы вид у Глагли, Фалли и Болта, если бы пронесся слух, что Хозяин существует и едет к ним; и расхохотался так, что оковы упали с его рук. Рыцарь молча смотрел на него. – Дослушай, – сказал он наконец. – Не так уж это смешно. Джон отер слезы и стал слушать. – Теперь ты понял, когда им выгодно, а когда невыгодно это учение? – Не совсем... – Разве ты не видишь, что будет, если ты примешь их правила? – Нет! – сказал Джон и ему стало страшно. – Да ведь они хотят, – сказал Разум, – чтобы никто не верил в Хозяина. Это и есть их мечта. – Не приму я их правил! – вскричал Джон. – Лучше воспользуйся тем, чему у них научился, – сказал рыцарь. – Учение о мечте и действительности не так уж глупо. – Что же в нем хорошего? – Пойми, оно может свидетельствовать лишь о том, что Хозяин есть, особенно в твоем случае. – Почему в моем? – Потому что ты боишься Хозяина больше всего на свете. Я не пытаюсь доказать, что любая теория верна, если неприятна – но если уж какая-нибудь верна поэтому, вера в Хозяина будет первой! Когда рыцарь это говорил, они достигли вершины, и, хотя холм был невысок, Джон остановился. Оглянувшись, он увидел зеленую долину и холмы, а за ними – огромную гору, сверкавшую в лучах заката. – Не знаю, куда ты ведешь меня, – сказал он, – но дальше, ты уж меня прости, пойду сам. – Как хочешь, – отвечал рыцарь. – Только советую тебе свернуть теперь налево. – Куда же я попаду? – спросил Джон. – Обратно на дорогу, – сказал Разум. – Мне и на тропке хорошо, – сказал Джон. – Благослови меня, рыцарь. – Я не благословляю и не проклинаю, – отвечал тот. Они попрощались и рыцарь скрылся из виду, а Джон побежал, боясь погони, и бежал, пока не заметил, что одолел еще один холм, по самой вершине которого шла тропа налево и направо. Джон постоял и свернул направо, к заходящему солнцу. 1. Быть – значит быть в восприятии (лат.) Реальность.ru / Книги / Клайв Льюис / Кружной путь или блуждания паломника |
Оглавление |
Домой | Книги | Словарь | Связь | Поиск |
2003-2007 Alter Ego, Церковь в Москве, mail@realnost.ru