Домой Новости Книги Словарь Связь Поиск
 

Ларри Крабб

Внутренний мир

Реальность.ru / Книги / Христианская психология / Внутренний мир

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

ЛОЖНЫЕ ПУТИ

Добрые дела, которые мы прилежно стараемся совершать, не превращают нас в одночасье в праведников. Изучение Библии, постоянные беседы с людьми о Евангелии, воздержание от мирских развлечений, щедрые пожертвования времени и денег на служение Господу – занятия, бесспорно, благочестивые, но их недостаточно для того, чтобы изменить нашу душу.

Многие из нас знакомы с людьми, которые обладают всеми перечисленными добродетелями, но при этом ни с кем не поддерживают глубоких, серьезных отношений. Видимо, соблюдение этих норм не является залогом счастливой жизни, влекущей окружающих ко Христу своей зримой силой и полнотой. Чтобы преобразиться в человека, чья жизнь действительно могла бы оказывать подобное воздействие на других, мы должны обратиться к внутренней стороне чаши и блюда. Мы должны разоблачить греховность своего сердца, а потом научиться, как его очистить.

Разоблачение – дело нелегкое. Переменчивость и лживость нашего сердца заставляет нас верить, будто наше положение лучше, чем на самом деле. Несмотря на самое искреннее желание выявить и понять, что мы в жизни делаем не так, нам нелегко определить, каким путем в наше сердце проникает дух требовательности, который формирует наш стиль общения с людьми.

Когда мы пропускаем богослужения, пьянствуем, изменяем своим супругам или читаем романы сомнительного содержания – все эти проблемы вполне очевидны. С ними легко бороться, поэтому именно на них мы в первую очередь и обращаем внимание, когда в стремлении стать праведными пытаемся наладить свою жизнь. Их легче обнаружить, проще установить их греховность – достаточно спросить у пастора, – да и борьба с этими искушениями дает заметные нам самим результаты: мы точно знаем, смотрели ли мы сегодня телевизор или нет. Но можем ли мы быть столь же уверены: не приносили ли мы сегодня в жертву чьи-то чувства ради того, чтобы вырасти в собственных глазах? Не нарушали ли заповедь любить ради того, чтобы обеспечить собственную безопасность? Такие прегрешения гораздо труднее заметить, но даже если мы их все-таки замечаем, то не всегда считаем их грехом. Мы склонны объяснять наши действия особенностями характера: «Ну что поделаешь, такой уж я человек» или: «К чему это самокопание? Эдак начнешь сомневаться во всем, что делаешь».

Наши самозащитные схемы поведения выглядят довольно невинно, а иногда даже благородно. Общаясь с людьми, мы можем казаться и смиренными, и сильными, и заботливыми, и смелыми, и приветливыми, но порочный, требовательный дух, управляющий нашими поступками, остается незамеченным. Руководители защищают себя от неудачи, трудясь не покладая рук, – и люди восторгаются их рвением. Мужья избегают конфликта со своими женами с помощью дополнительных знаков внимания и ожидают ответной признательности. Прихожане добиваются расположения к себе тем, что становятся необычно приветливы с руководством, и те расценивают это как проявления взаимного расположения.

Наша решимость любой ценой обеспечить свою безопасность, в какие бы прекрасные одежды она ни облекалась, всегда безобразна. В требовании чего бы то ни было, даже самого необходимого, без чего мы не мыслим своего благополучия, чувствуется заносчивая гордыня – грех, который более всего ненавистен Господу. Однако он слишком часто остается незамеченным в сердце человека. Очень немногие люди, как мне кажется, задумываются над тем, что их подход к взаимоотношениям с окружающими далек от совершенства. Мы просто не замечаем, да и не желаем замечать, что линия нашего поведения – это следствие упрямой решимости обезопасить себя, которая надежно завладела нашим сердцем. Хотя Христос учил нас, что всякая попытка человека сохранить свою жизнь собственными усилиями обречена на провал, мы даже не подозреваем, на какие ухищрения мы идем, несмотря ни на что. Все это отражается в нашем стиле общения.

Обращаясь к фарисеям, Христос безжалостно обличал их греховность, облаченную в прекрасные речи: «Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста... Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Матфея 12:34, 36-37).

Главная мысль ясна: если мы желаем, чтобы наши слова были добрыми, мы должны сначала очистить их источник. Если мы собираемся по-настоящему любить, мы должны сначала выкорчевать самозащиту из своего греховного сердца. «Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни» (Притчи 4:23). Для жаждущих людей, гнущих спину над рытьем своих колодцев, сохранить сердце – значит разобраться и понять, каким образом они пытаются требовать от окружающих удовлетворения собственных потребностей для достижения благополучия. Если мы не откажемся от той манеры общения, которую диктует нам стремление защитить себя, если не испытаем в сердце искреннего раскаяния, как сможем мы сказать – что доброе? Как сможем любить?

ПОНЯТЬ САМОГО СЕБЯ

Мы должны научиться правильно оценивать свои поступки и слова при общении с людьми, и тогда мы сможем понять, какие области нашей души поражены болезнью требовательности. Однако нам не следует с головой погружаться в болезненное самокопание. Если нашей конечной целью будет добиться полного самопонимания, тогда мы наверняка увязнем в зыбучих песках самоанализа. Выдумывание умных теорий о нас самих, выискивание причин, почему мы чувствуем себя определенным образом или поступаем именно так, а не иначе, вовсе не является плодотворным занятием. Единственная ценность подобного взгляда внутрь собственного сердца определяется его полезностью для нашего движения к большей любви к Богу и людям.

Конечно, иногда болезнь, которую мы хотим обнаружить, достаточно очевидна, – по крайней мере, для стороннего наблюдателя. Однажды мне довелось консультировать одного мужчину, очень делового и подтянутого, который без лишних разговоров, не вдаваясь в сантименты, немедленно изложил причину своего прихода. Он был глубоко возмущен тем, что его жена, присутствовавшая на приеме по настоянию супруга, отказывалась вступать в нетрадиционные способы сексуальных отношений. Они вызывали у нее отвращение. Бедная женщина была явно смущена и раздосадована. С авторитетом судьи глава семьи заявил, что его жена преступает Божью заповедь считать свое тело принадлежащим мужу (1 Кор 7:4). Он попросил, точнее говоря, приказал, чтобы я обличил его супругу в греховном непослушании. Когда я предположил, что он, возможно, преступает заповедь любви, требуя от нее того, что было ей не под силу, он отклонил эту мысль как нелепую, нетерпеливо ожидая, что я призову его жену к ответственности и попытаюсь убедить ее впредь быть поприлежнее.

Для меня все было ясно: этот человек ради собственного удобства искажал всю концепцию о повиновении и вообще не имел ни малейшего представления о библейской любви к жене. Но он не желал посмотреть истине в лицо. Намного приятнее услышать от врача диагноз «грипп», нежели «рак». Чем откровеннее требовательность (и здесь уже неуместна аналогия с гриппом, поскольку в скрытой или явной форме требовательность смертельна), тем с меньшей готовностью мы склонны признавать ее порочность. Люди, которые с наибольшей заносчивостью требуют уважения от своих жен и детей, с особым пылом отстаивают свое главенство и свою особую манеру общения с людьми.

У большинства из нас требовательность присутствует в скрытом, неявном виде, и, как мне кажется, многие готовы признать ее существование, когда она становится более-менее очевидной. Однако подобное признание требует от человека немало мужества, оно дается нелегко даже весьма зрелым людям. Взгляд в глубины собственной души, который действительно меняет и преображает человека, нередко лишает присутствия духа, да иначе, наверное, и быть не может. Диагноз «грех» неприятен, и мы склонны всеми силами противиться ему, предпочитая думать, что мы прошли больший путь по дороге выздоровления.

Мы просто обязаны добраться до самой сути этой проблемы. Никакой перемены, которая порадовала бы Бога, не сможет произойти, пока мы озабочены только греховностью нашего поведения или сердечной болью. Самое важное – это разоблачить грех в сердце, исследовать его и постараться исправиться. Когда мы поймем, что мы жаждем, что мы, как неразумные дети, заплутали и сбились с дороги в поисках живительной влаги, тогда мы сможем трезво оценить свою манеру общения и сумеем распознать требовательные, самозащитные побуждения, стоящие за нашими действиями.

Но самим по себе нам не понять, в какую сторону идти, так же, как шахтеру без фонарика не видно, где копать. Дисциплинированным и «заурегулированным» людям без посторонней помощи не узнать об их защитной и весьма неприглядной жесткости. Людям с аналитическим складом ума никогда не догадаться, что их холодная логика отнюдь не вызывает восхищения, а скорее, наоборот, разочаровывает тех, кто хотел бы стать им другом. Преуспевающие экстраверты могут всю жизнь прожить с твердой уверенностью, что их кипучая деятельность всем вокруг по душе. А застенчивые скромники могут списывать свою стеснительность на особенности темперамента и никогда не узнают, что их скованность – это лишь защитная оболочка.

Нам всем требуется помощь, чтобы ясно увидеть самих себя. Когда мы принимаем твердое решение заглянуть в свое сердце, Бог предоставляет нам три источника света:

  1. Дух Божий.
  2. Слово Божие.
  3. Люди Божии.

Каждый из этих источников можно использовать для того, чтобы заменить слепоту самообольщения ясным и честным видением.

Дух Божий

Псалмопевец просил Бога: «Испытай меня... и узнай сердце мое... И зри, не на опасном ли я пути...» (Псалом 138:23-24).

Думаю, я слышал немало проповедей о полноте Духа, о Его сошествии на верующего, о печати Духа, о крещении Им, но мне не часто приходилось слышать об испытании Духом. Всякая другая тема дает человеку успокоение и утешение. Испытующее действие Духа Святого способно причинить нам беспокойство.

Но возрастание в вере всегда сопряжено с некоторыми неудобствами. Дух давался человеку не только для утешения, но и для обличения (Иоанна 16:8). Если все дело заключается в нашем сердце и если ему столь искусно удается скрывать свое уродливое содержимое под покровом самообольщения, тогда мы должны взять на вооружение ту простую истину, что только Господу Богу дано проникать в сердца людей (Иеремия 17:9-10). Мы должны найти способ позволить Духу Божьему явить нам то, что Он там видит.

На этом, думаю, большинство разговоров закончилось бы призывами к размышлению. И это правильно. Мы должны не только читать нашу Библию, слушать проповеди и обсуждать с друзьями духовные вопросы, нам также необходимо хотя бы иногда уединяться в каком-нибудь тихом месте, где в краткие мгновения покоя в нашей лихорадочной жизни мы могли бы в безмолвии предстать пред Богом. Это – время с Господом, когда не надо никуда спешить, ни о чем тревожиться, когда мы стремимся лишь к одному – к приобщению к Великому. Такие моменты, как ничто иное, могут восстановить наши силы, направить нас на путь истинный и открыть перед нами новые горизонты. Когда наша душа покоится, тогда Дух Божий может испытать ее без помех.

Однако, боюсь, что наших стараний находить время слушать Бога недостаточно. Есть более серьезные проблемы, которые препятствуют Духу приникнуть в нашу душу. Каждый из нас имеет свои представления о жизни, которые гонят нас прочь от Божьего света: мы норовим забиться под кровать, когда Он входит к нам со Своим светильником. Позвольте мне вкратце разобраться с двумя проблемами, которые туманят наш взор и не дают нам ясно видеть самих себя даже во время долгих часов тихого уединения.

Главная проблема заключается в том, что мы не на том заостряем свое внимание. Иной раз вместо того, чтобы «на себя оборотиться» , мы беспокоимся о том, как другие обращаются с нами. Как можно волноваться по поводу резкости тона в разговоре с человеком, который распространяет про нас чудовищные сплетни?

Но самое ужасное во всем этом то, что мы обладаем удивительной способностью самообольщения. Мы можем заставить себя поверить, что наше прегрешение ничтожно по сравнению с грехами нашего знакомого, тогда как в действительности оно может быть не менее серьезным. На библейском языке бревно в нашем собственном глазу может казаться жалким сучком, в то время как сучок в глазу нашего соседа кажется нам бревном. Если же кто-нибудь напомнит нам о том, что мы должны прежде всего беспокоиться о собственной ответственности, это может заставить нас с неохотой вглядеться в себя, но все равно мы будем твердо уверены, что не мы, а именно окружающие нас люди и есть отъявленные грешники.

Если же мы хотим, чтобы Дух Божий совершил в нас Свою работу, мы должны сменить настрой. Мы все время должны просить у Бога, чтобы Он являл нам наш грех именно тогда, когда мы опять начинаем «зарываться». Не имеет значения, насколько тяжко согрешил против нас человек, и не имеет значения, насколько мы правы в своих обличениях, главное не забывать, что наша склонность к требовательности в отношении поступков других – не менее серьезное прегрешение, чем грех, обращенный против нас. «Испытай меня, Боже» – вот лучшая молитва, особенно когда мы едва устояли на ногах от удара, который нанес нам грех другого человека.

Еще одно препятствие, не дающее нам ясно видеть себя, – это наши устремления. Если нам кажется неразумным просить Бога испытать нас, когда кто-то поступил с нами несправедливо, тогда тем более ненужным кажется призывать Бога, когда события развиваются в нашу пользу. Какой смысл начинать энергичную программу спортивных упражнений, если мы не жалуемся на здоровье, да и марафон бежать не собираемся? Никто не обращается в больницу с просьбой об операции, если нет никаких симптомов заболевания.

Большинство людей хотят, чтобы наше существование было удобным: все мы спим на кровати, а не на полу. Нет ничего плохого в том, чтобы создавать себе комфорт и наслаждаться им, если только он не становится нашей первоочередной заботой. А для многих из нас – вероятно, даже для большинства – он стоит на первом месте. Если у нас недостаточно сил и желания разрешать трудные жизненные вопросы, которые возникают, когда мы подходим к себе с мерками святой любви, тогда нашей конечной целью становится не преображение во Христе, но удобство в этом мире.

Моя собственная жизнь предоставляет мне неплохие удобства, многие из которых я создал своими руками. Я не вижу ничего дурного в том, что человек разогревает себе булочку перед тем, как ее съесть. Но я зачастую замечаю в себе пугающую способность успокаиваться в стремлении к Богу, когда моя жизнь протекает без помех. Иногда мне кажется, что у меня уже есть то, что я хочу, – но это не полнота и богатство Богообщения, а крепкая семья, прекрасные друзья, любимая работа, приличное здоровье, соответствующий счет в банке и удобный дом. И хотя мне неприятно это осознавать, но умиротворенная расслабленность, которую я временами ощущаю, является, скорее, следствием временного благодушия, зависящего от сиюминутного удовольствия, чем плодом моего покоя в деле и обетовании Христа.

Благодушие и покой – это разные вещи. Покой освобождает нас от беспокойного стремления жить по правилам, но он не лишает нас страстного желания лучше и ближе узнать Христа, даже когда жизнь кажется безоблачной. Покой, приносимый Иисусом, влечет нас к большему познанию Того, Кто дает его нам, и возбуждает страстное желание, чтобы и другие испытали то же самое.

Христианин, который осознает греховность самого своего сердца, а не просто внешний грех и внутреннюю боль, который дорожит чудом познания Божия, потому что вкусил Его благость, будет просить Господа испытать его, какими бы благоприятными ни были жизненные обстоятельства. Ни греховность других людей, ни собственный комфорт не ослабят желания возрастающего христианина больше узнать о себе самом для того, чтобы удалить все препятствия на пути к большему познанию Бога.

Боль, причиненная совершенным против нас грехом, делает чем-то нелепым и неразумным необходимость взглянуть на собственные прегрешения. А наслаждение приятной жизнью тем более не дает никакого толчка для такого шага. Чаще всего именно страдание и удовольствие нередко удерживают нас от многих довольно болезненных попыток осознать, что нашим поведением движет желание защитить себя. В результате мы не часто просим Духа Божьего испытать нас во всей полноте. Однако те, кто внимательно слушает, могут услышать Его обличающий голос. Я полагаю, Дух Божий всегда может донести до нас то, что Господь хочет сказать. Если мы не слышим, что Он говорит, то лишь потому, что не обращаем внимания. Порой нам удается услышать (или мы думаем, что слышим) Его голос, если Он советует нам, на какую работу устроиться или какую церковь посещать, но мы становимся на редкость туги на ухо, когда дело касается того, насколько греховно наше поведение по отношению к окружающими нас людям.

Поскольку голос Духа иногда искажается, проходя через защитные фильтры нашего ума, мы нуждаемся в том, чтобы нам более объективно, более конкретно помогли распознать наши требовательные наклонности, мы нуждаемся в такой помощи, которой нам было бы нелегко пренебречь. Слово Божие предоставляет нам подобную возможность. А люди Божьи, которые ведут себя должным образом, обеспечивают обратную связь, оставить которую без внимания способен разве что человек высокомерный. Итак, давайте рассмотрим разоблачительное действие Священного Писания.

Слово Божие

Почему иногда случается так, что некоторые христиане проводят годы за изучением Слова Божьего и при этом совсем не меняются и даже ожесточаются? Есть, конечно, и такие, которые действительно становятся более любящими, сильными и мудрыми по мере своего «погружения» в Писание, но большинство стараются просто придерживаться жестких нравственных принципов и строгости учения. Со временем они превращаются в людей неприступных, сдержанных и холодных. Почему же так происходит?

Как могут люди каждое воскресенье слышать в церкви библейское учение, из года в год изучать Писание на семинарских занятиях и при этом развить в себе лишь любовь к истине, которая на самом деле только отдаляет их от людей?

Почему искренние верующие прилежно встают рано утром, чтобы провести время в Слове, но затем проживают день, не имея действенности в своем служении, мира в своих борениях и любви в своих сердцах? Почему многие из них считают эти утренние молитвы и чтение Библии неким безжизненным обрядом, который они исполняют либо по привычке, либо из чувства вины, а частенько и вовсе перестают это делать?

Конечно, проблема не в Библии. И мы никогда не должны забывать о ее истинном предназначении. Не правда ли, кажется немного странным, если наточенный, обоюдоострый меч вместо того, чтобы пронзить нам душу, слегка скользнет по нашей коже, не оставив и следа?

Похоже, нам пора набраться мужества и заявить об этом прямо: мы должны признать, что просто знать содержание Библии мало – это еще не есть верный путь к духовному росту. Во многих евангельских церквах бытует опасное представление, что если нам только удастся поместить Слово Божие в людские умы, то Дух Святой уж позаботится, как вложить его в людские сердца. Это представление ужасно не потому, что Святой Дух этого не сделает, но потому, что оно дает пасторам и руководителям церкви предлог отказаться от ответственности за жизни людей. Многие продолжают прятаться за спасительными кафедрами, не зная, да и не желая знать, ничего о проблемах их общин, провозглашая истины Писания с напыщенной, никого не трогающей ученостью. Кафедры должны наводить мосты, а не создавать преграды, должны помогать людям вступать в такие взаимоотношения, которые могут изменить их жизнь.

Библейские колледжи и семинарии потратили немало времени и сил, доказывая, что простое вливание знаний в человека не изменяет его жизни. Отличники-выпускники слишком часто терпят неудачу в служении из-за неспособности сблизиться и ужиться с людьми. Казалось бы, они все делают правильно: проповедуют, руководят, собирают средства, посещают паству, благовествуют, – но у них никак не получается помочь своим прихожанам разобраться с реалиями жизни.

Павел точно подметил, когда сказал: «Знание надмевает, а любовь назидает» (1 Коринфянам 8:1). И все же именно познание является для нас основной причиной, по которой мы читаем Библию, и мы очень радуемся, когда нам открывается что-нибудь новое, доселе не веданное.

Один мой знакомый пастор признался мне, что в течение многих лет даже не подозревал, что его жена чувствовала себя очень одинокой и отчаянно нуждалась в общении с ним. Он всегда добросовестно обеспечивал ее быт, был предупредителен и добр, регулярно молился вместе с ней и искренне желал ей счастья. Но однажды вечером, когда мы с женой были приглашены к ним на ужин, меня поразило, как далека была его внешняя теплота от запросов этой женщины, и я позволил себе высказаться по этому поводу.

Он был искренне озадачен моим наблюдением и долго размышлял над ним, пока спустя несколько недель не пришел к выводу, что раньше он никогда не задумывался о том, что в отношениях между ним и его женой недоставало страстности. Он никогда не ощущал потребности в близости настолько остро, чтобы с большим вниманием и теплотой относиться к чувствам жены. Он никогда не замечал, что его доброжелательно «духовный» стиль общения в действительности просто защищал его от большей самоотдачи из-за боязни быть отвергнутым.

За следующие несколько месяцев их совместная жизнь приобрела новый оттенок. Его жена подошла ко мне однажды со слезами радости и страха на глазах: «Все так переменилось. Я никогда не чувствовала себя столь любимой. Только вот надолго ли?».

Не забывайте, мой друг был преданным христианином и очень серьезно изучал Библию. Недавно я спросил у него, как он понимал учение Павла о супружестве все эти годы их столь поверхностных и неглубоких отношений. Он отвечал мне, что ему никогда не приходило в голову, что Павел призывает нас налаживать с женой такие отношения, которые требовали бы от нас неподдельности чувств, искренности и глубины: «Не знаю, почему я никогда не задумывался об этом!».

Этот случай не назовешь редким: человек, который мог с академической точностью провести экзегезу пятой главы Послания к Ефесянам, не понимал ее значения! Знать содержание текста недостаточно. Требуется нечто большее.

Но, опять же, здесь не следует перегибать палку. Библию, без сомнения, необходимо изучать. Нельзя обращаться с ней небрежно. Мы не должны читать отрывок и ждать, что Дух Божий вдруг ниспошлет нам просветление и каким-нибудь таинственным образом запечатлеет в нашем мозгу некое знание. Изучение Библии, занимаются ли им высокообразованные специалисты или рядовые христиане, старательно размышляющие над текстом, закладывает основу для зрелого разговора об общении Бога с Его народом. Но изучение текста – не самоцель. Быть может, оно весомее, нежели чувства и ощущения, но оно ничего не стоит, если не оставляет у человека никаких впечатлений. Писание должно влиять на нашу жизнь, делать нас добрее и более любящими, а не просто забивать нам голову множеством полезных сведений для того, чтобы мы могли с легкостью находить подкрепление своим излюбленным доктринам.

У меня часто возникает такая мысль, что если бы Бог намеревался передать человечеству некую истину лишь для того, чтобы люди восприняли ее умственно, а затем старательно изложили другим, Он мог бы и получше организовать Свой единственный опубликованный труд. Он бы поручил группе ученых и пророков подготовить основные статьи учения на разные темы, такие как, например, действие Святого Духа, доктрина будущих событий или предназначение Закона. Тогда у нас имелся бы справочник по подлинному христианству с алфавитным указателем и ясными формулировками по всем ключевым вопросам. Подумайте, скольких разногласий удалось бы избежать, имей мы на руках такую книгу!

Справедливости ради следует отметить, что Павел, конечно, в своем Послании к Римлянам достаточно системно изложил доктрину о спасении, но даже оно представляет собой личное послание, а не доклад, подготовленный для выступления на богословской конференции. Послание было адресовано людям, которым Павел хотел дать кое-какие наставления. Это не исследовательская работа ученого, которая могла бы впоследствии быть рекомендована в качестве учебника студентам, занимающимся данной проблемой.

Библия написана в доверительном, очень личном тоне. Это книга о людях и об их жизни. На страницах этой книги мы читаем о том, что с ними происходило, и о том духовном опыте, который они накопили, общаясь с Господом. Это богодухновенная мудрость предназначена для других таких же людей, которые тоже просто живут. Мы не можем препарировать Писание, как биолог-первокурсник препарирует лягушку, раскладывая ее органы в строгом порядке на столе. Мы не должны забывать, что перед нами Слово Божие.

Его необходимо изучать. Пользуйтесь для этого ценными материалами, накопленными учеными. Читайте справочную литературу, конспектируйте проповеди. Запишитесь на занятия, на которых производится глубокое исследование текста. Но делайте все это для того, чтобы лучше познать Бога, самих себя и других, чтобы научиться по-настоящему любить. Отстаивать же свою позицию по тому или иному вопросу приемами, которые противоречат принципам любви, ни к чему и даже опасно. Если все наши действия продиктованы желанием защитить себя, то всем нашим великолепным знаниям Библии грош цена. Мы должны позволить Писанию проникнуть к нам в мысли и в намерения нашего сердца для того, чтобы мы смогли более ясно увидеть, каким образом мы нарушаем заповедь любить. Если мы стараемся лучше понять Бога, не желая честно всмотреться в себя, тогда все наши добытые из Библии знания о Боге останутся только сухим богословием – набором правильных, но скучных и безжизненных сведений. Если мы пытаемся разобраться, что представляет собой человек, желая привести его к Божьей истине, но не прилагаем никаких усилий, чтобы для начала разобраться хотя бы в себе самих, нам ни за что не удастся увидеть в других то, чего мы не замечаем в собственной душе (Матфея 7:1-5).

Все вышесказанное о важности живого подхода к Писанию кажется мне разумным и ясным. Однако я прекрасно осознаю, что намного легче абстрактно рассуждать о ценности Библии для процесса самопонимания, чем предложить какой-нибудь конкретный способ, как ее можно для этого использовать. Я могу, конечно, просто повторить всем давно известные и достаточно очевидные вещи по поводу того, что, обращаясь к Слову, мы должны часть времени проводить за его изучением, а другую часть – за размышлением над прочитанным. Возможно, продолжительная прогулка по дороге из библиотеки, или краткий послеобеденный отдых, или выходной, посвященный глубоким раздумьям над нашей жизнью в свете определенных мест Писания, окажутся нам весьма полезными. Времена затишья столь же важны для нас, сколь нечасты. Мы нуждаемся в таких минутах покоя, чтобы не спеша прочитать историю Самсона и обнаружить, что мы с ним очень похожи своим упрямым стремлением к тому, что внезапно завладевает нашим воображением. Однако существует опасность, что мы можем вполне искренне посвятить какое-то время тому, чтобы обдумать свою жизнь, но уйти прочь, скучая, ни на что не вдохновленные и – что хуже всего – не пронзенные Мечом. «Все Писание... полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тимофею 3:16), следовательно, изучение Библии должно рассекать налгу защитную броню, обнажая надменный страх, из-за которого мы больше полагаемся на собственные силы, нежели на помощь Бога. Оно должно проникать в потаенные глубины нашего сердца, где кроется корень всех проблем.

Что же нужно сделать, чтобы это случалось как можно чаще и в более полном объеме? Ответ отчасти прост: мы должны обращаться к Библии с четко поставленной целью саморазоблачения. Я подозреваю, что очень немногие делают достаточно конкретные шаги в этом направлении. Это чрезвычайно тяжело. Изучение Библии может казаться нам то обличительным, то дающим надежду, оно то причиняет нам боль, то дарует утешение, оно то ставит нас в тупик, то становится умиротворяющим, а иногда и скучным – правда, ненадолго, если нашей целью действительно является стремление лучше узнать себя.

Библия оживает и проникает к нам в душу в самые неожиданные моменты. Не раз я обращался к ней, желая разобраться в себе, и находил глубокое успокоение в разгар бунтующих страстей. Порой, переживая и волнуясь из-за напряженности в отношениях с дорогими мне людьми, я обращался к Слову, ища мудрости, желая справиться с трудностями, но уходил ни с чем. А иной раз мораль какого-нибудь отрывка или пример героя проливали свет на мои собственные обстоятельства, указывая, как лучше действовать и как поступать. Библия – это все-таки не торговый автомат, который отлажено выдает затребованный товар, как только мы опускаем монетку.

Смиренная зависимость, выраженная в сознательном саморазоблачении, наводит нас на верные размышления при чтении Библии. Вместо того, чтобы качать головой и с благородным самоуничижением признавать: «Ах, да, временами я совсем как Самсон: отдаю предпочтение своему удовольствию перед тем, что Божье», – мы можем вникнуть в самую суть повествования, которое обличит нас и приведет к ощутимым переменам. Но мы должны задавать себе такие вопросы, которые смогут обличить нас и заставить задуматься о собственной греховности. Например, о чем думал Самсон, как он осмелился пренебречь высоким призванием и пойти наперекор желанию родителей? Что происходило в его душе, что позволило ему так безрассудно согрешить? Что привлекло его в той женщине-филистимлянке? Почему Маной запаниковал, почему решил, что, раз они видели Бога, им с женой грозит неотвратимая гибель? Почему он был так напуган, что жене пришлось успокаивать его своими разумными рассуждениями (Судей 13:22-23)?

Итак, мы способны задавать все эти «правильные» вопросы – те самые, которые наводят нас на «правильные» мысли, – только тогда, когда обращаемся к тексту, чтобы яснее увидеть самих себя. Это первое необходимое условие для того, чтобы Меч мог пронзить нашу душу. Второе, не менее важное, условие заключается в том, что мы должны ясно понимать, что лежит в основе поведения человека. Библейское представление о людях требует от нас, чтобы мы особым образом заботились о той части души, которая стремится к Богу, но не упускали из виду и нашу дурацкую глупость, которая уводит нас от Него. По мере того как мы раздумываем над историей жизни Самсона, исследуем глубокие потребности его души и греховные помышления его обманчивого сердца, мы обнаруживаем аналогичные стереотипы и модели поведения и в своей собственной жизни.

И к чтению новозаветных посланий мы должны подходить с тем же отношением и той же целью. Если мы имеем представление о том, чего можно ожидать от человеческих отношений и каковы последствия их подрыва, тогда учение Павла о супружестве может навести нас на глубокие мысли и натолкнуть на верные вопросы. Повеление апостола, чтобы мужья любили своих жен, должно заставить нас задуматься над тем, чего же женщина хочет от мужчины, и постараться понять, что мужчины склонны принимать во внимание в первую очередь свои собственные желания, а не желание жены.

Если мы искренне и твердо решаем обнажить свою душу и перестаем бояться обличения, тогда мы начинаем понимать, что люди, описанные в Библии, – такие же жаждущие и требовательные существа, стремящиеся защитить себя, как и мы сами. И тогда мы в состоянии спокойно выдержать и смиренно принять всю обличительную мощь Писания, направленную прямо на нас. Если мы изучаем текст лишь для того, чтобы узнать истину, не слыша биения сердец живых людей, жизни которых разворачиваются у нас перед глазами на страницах Библии, тогда все наши старания по изучению Слова Божия приведут в лучшем случае лишь к поверхностным, внешним изменениям. Когда мы не ощущаем личностного характера Писания и обращаемся к нему без той откровенности, которая располагает к саморазоблачению, тогда светильник нашей ноге и свет нашей стезе затухает.

Конечно, человек может угасить Дух и интеллектуализировать Слово, но, к счастью, существует еще один, третий, источник прозрения, пренебречь которым будет гораздо труднее.

Люди Божии

Нет ничего более важного для духовного роста, чем прочные взаимосвязи внутри Тела Христова. О заповедях Писания в отношении «друг друга» было написано немало книг: любите друг друга, носите бремена друг друга, радуйтесь и плачьте друг с другом и т. д. Но один весьма важный момент, касающийся нашей ответственности перед другими христианами, оказался незаслуженно забыт: с любовью высказывать свое мнение о других и открыто принимать чужое мнение о самих себе.

Мы так и не приняли всерьез ту простую истину, что сердце человека обманчиво и лживо. Мы можем с неподдельной искренностью верить, что наше духовное состояние вполне удовлетворительно, но в нашей манере общения с дорогими нам людьми проявляется скорее желание защитить себя, чем любовь. Мы подобны ребенку, который прибирается в своей комнате из-под палки. Когда кровать заправлена – или, по крайней мере, к этому приложено некоторое усилие, – когда одежда поднята с пола и спрятана в шкаф, он заявляет, что все чисто. Внешняя опрятность – ничего другого не требуется до тех пор, пока не приходит мать. Достаточно одного взгляда под кровать со сбившейся постелью, чтобы она вновь набросилась на сына с упреками. Скрытый беспорядок обнаружен, но подросток недоумевает, он возмущен столь критической реакцией матери: «Как, ты хотела, чтобы я убрал еще и здесь?!».

Нам действительно необходима помощь, чтобы установить определенные критерии чистоты, чтобы сравнить и увидеть, где мы им не соответствуем. Если Слово Божие дает нам некий идеал, а Дух Божий срывает все покровы, чтобы показать, что еще остается несделанным, то, быть может, люди Божии могут подсказать нам конкретные заботы, которые требуют нашего внимания.

Нас предупреждают: «Смотрите... чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого» (Евреям 3:12). Но наше сердце склонно к лукавству и неверию, и, хуже того, оно очень хитро обманывает нас, заставляя думать, что на самом деле оно совершенно здорово. Поэтому автор Послания к Евреям тотчас сопровождает свое предупреждение против лукавого сердца увещеванием: «Наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить "ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» (Евреям 3:13).

Из этого следует, что мы ежедневно должны общаться с людьми таким образом, чтобы помочь друг другу разобраться в повадках и наклонностях нашего лукавого сердца. Я понимаю это так, что на нас лежит ответственность за наших друзей: мы должны узнать их настолько хорошо, чтобы получить примерное представление о тех конкретных способах – очевидных и едва уловимых, – которыми они нарушают заповедь любить. А сами, в свою очередь, должны позволить им узнать нас столь же близко.

Конечно, когда мы имеем дело с явным грехом, когда кто-нибудь открыто нарушает нормы, установленные Богом, совершая прелюбодеяние или проявляя нечестность в делах, нам следует приступить к обидчику в смирении и постараться помочь ему опомниться. Но, к сожалению, большинство наших попыток разобраться с греховностью другого человека оканчиваются именно этим – мы либо указываем человеку на его достаточно очевидное прегрешение, либо просто выясняем отношения. Самые же неуловимые из грехов самозащиты, пути, по которым стремление избегать боли приводит нас к компромиссу со своим недавним решением относиться к другим с участием, остаются без внимания. И все же именно эти неброские прегрешения наиболее трагичны, потому что они не дают нам возможности полноценно общаться друг с другом. Добрые, сердечные люди могут собираться в группы и прекрасно ладить между собой, наслаждаясь обществом друг друга. Они могут вместе изучать Писание и молиться, но большинство из них прекрасно понимают, что все это их не трогает. Они чувствуют поддержку других, учатся чему-то, но это не преображает их в тех, кто способен пронзать людские сердца жизненной силой христианской действительности.

Когда дело касается завязывания отношений, у верующих имеются только две возможности: либо оставаться в стороне от проблем и греховности окружающих их людей, либо набраться мужества и открыть «ящик Пандоры». Когда они выбирают первый вариант, их церковная жизнь продолжается, как обычно: они добродушны, вежливы, приятны во всех отношениях, правоверны. Лишь время от времени их покой возмущает чей-нибудь ужасный грех, но в целом они абсолютно безучастны к глубинным проблемам жизни окружающих. Когда же избирается вторая линия поведения, тогда им начинает казаться, что встречи на церковных собраниях приносят больше вреда, чем пользы. Некоторые из членов этих малых групп могут почувствовать удручение, недоумевая, куда же подевалось былое сочувствие и взаимопонимание. Их чувства оказываются оскорблены, и они уходят в другую церковь. Однако на самом деле, когда содержимое ящика, все наши пороки, обусловленные требовательностью и самозащитой, выпущены наружу, когда мы знакомимся со всеми обидами и разочарованиями друг друга, мы обсуждаем действительно насущные вопросы, и именно тогда появляются первые начатки преображающего жизнь общения.

Конечно же, я ратую за второй вариант, хотя и не без некоторого опасения. Разговор о насущных проблемах нашей жизни не гарантирует нам поддержку со стороны окружающих. Слишком часто люди, которые раскрывают свою душу перед другими, в конце концов чувствуют себя непонятыми. Они смущаются, им кажется, что они только обременяют людей своими заботами и что никакого выхода из сложившейся ситуации все равно нет. Однако тысяча и одна возможность разрушить любой брак не является достаточно веским доводом в пользу безбрачия. Группки людей, решившихся честно смотреть на жизнь, потенциально могут расколоться и прекратить свое существование, но тем не менее они также обладают и силой благословлять. Так что рискнуть все-таки стоит, и более того – мы просто обязаны пойти на этот риск. Господь заповедал нам относиться к другим так, чтобы и самим не ожесточиться, обольстившись грехом.

Соблюдение некоторых предосторожностей поможет нам осознать положительный потенциал откровенности и свести до минимума возможные опасности. Во-первых, помните, что нашей конечной целью является не откровенность, а любовь. Бывают времена, когда желание высказать всю правду в глаза не имеет ничего общего с заботой о благополучии данного человека. Для того чтобы отношения между людьми развивались и крепли, многое должно оставаться недосказанным. Любовь не даст сорваться с наших уст словам, которые могут ранить другого без нужды. Границы откровенности должны определяться любовью и чуткостью, а не стремлением защитить себя.

Во-вторых, хорошие отношения отличаются взаимной поддержкой и добротой, а не противостоянием. Мы должны собираться вместе не для того, чтобы выследить чей-то грех. Если в настроении в группе чувствуется настороженность, раздражение или холодность, посмотрите, на что было направлено ваше основное внимание: на разоблачение греховных уловок или на понимание глубинных потребностей души. С другой стороны, если обстановка приятная и теплая, но вас все же не оставляет ощущение какой-то пустоты, возможно, члены вашей группы боятся честно обсуждать приемы самозащиты, подмеченные у других.

Здоровая атмосфера в подобных группках не появляется из ниоткуда. Она прорастает постепенно на почве, удобренной временем, молитвой и доверием. Люди, которые собираются вместе, чтобы содействовать внутренним изменениям друг в друге, немало поспособствуют созданию этой атмосферы, если будут вести легкие беседы за чашечкой чая, вместе отдыхать и, самое главное, собираться для молитвы и поклонения. Обстановка теплоты и взаимопонимания в сочетании с духовными устремлениями незаменима для полноценного существования группы, куда люди пришли в надежде избавиться от своей потребности все время от чего-то защищаться.

В-третьих, всяким попыткам разоблачить грех друг друга должно предшествовать искреннее участие в судьбе другого человека. Степень разоблачения определяется, таким образом, степенью участия – и прошлого, и будущего. В любой поместной церкви каждый человек имеет весьма ограниченный круг близких ему людей, причем близких настолько, что это давало бы ему право напрямую вмешиваться в их жизнь со своими замечаниями по поводу их поведения. Никто не может назначить сам себя Министром Разоблачения всей общины. Когда нам говорят, что мы слишком давим на других, наша способность положительно воспринять эти слова зависит в том числе и от нашей убежденности в том, что сообщивший нам это искренне заботится о нашем благе. Тот же, кому просто нравится делать всем замечания, не годится на эту роль. То удовольствие, которое он при этом получает, показывает, что в своих отзывах он руководствуется скорее самозащитой, чем любовью.

Памятуя об этих предосторожностях, мы должны молиться и постоянно искать возможность открыто говорить между собой о нашей жизни и жизни других, не довольствуясь тем суррогатом, которое порой выдается за «ученичество»: когда люди лишь узнают об абстрактной истине, но никогда не пытаются напрямую разобраться в своих взаимоотношениях. Христиане, собирающиеся вместе с твердым намерением честно взглянуть на свою жизнь, могут надеяться на лучшее, если будут прислушиваться к голосу Духа Божия и к тому, что говорит им Писание.

Каждый член группы должен понимать ее назначение. В воскресную школу люди приходят затем, чтобы получать систематические наставления из Библии. На богослужениях они слушают проповеди для того, чтобы научиться и воодушевиться от Слова Божьего. В малые группы они собираются, чтобы глубже изучить Писание, или организовать какое-нибудь конкретное мероприятие, или просто насладиться общением. Но те, кто приходит в группы, подобные описанной мною выше, должны знать, что их цель – с любовью говорить правду о том, что мы наблюдаем в других, чтобы помочь и себе, и людям выработать стиль общения, минимально зависимый от проявлений самозащиты. Этой цели, однако, нельзя достичь без опоры на общепризнанные принципы, которые необходимо знать, чтобы уметь понимать друг друга. На мой взгляд, обсуждение этих двух проблем – глубинных потребностей и самозащиты – позволяет нам увидеть жизнь любого человека под верным углом зрения, что может привести нас к более серьезному и обстоятельному разговору.

Такая группа нуждается не только в определении своего назначения и принципов, на которых строятся отношения, но и в методе работы, достаточно гибком, чтобы настраиваться на любое взятое сегодня направление, и достаточно структурированном и четком, чтобы не давать дискуссии превратиться в переливание из пустого в порожнее. Традиционное изучение одной из книг Библии может задать нужную установку. Неплохим вариантом могло бы оказаться прослушивание какого-нибудь аудиокурса или тематическое обсуждение, например, по вопросу: «Чего мы пытаемся избегать? » или «Что такое близкие отношения?». Не исключено, что членам группы будет интересно поделиться своими историями из жизни, в том числе о своих разочарованиях и удачах, чтобы лучше понять те скрытые желания, которые были или так и не были удовлетворены, а также вскрыть те греховные уловки, от которых им необходимо избавиться. Главный упор должен делаться не на организационной стороне этого мероприятия, а на желании и стремлении людей понять и оценить, какие процессы происходят в группе во время общения.

В группе, в которую хожу я, одна женщина, казалось, постоянно «выгораживала» своего мужа. Дело в том, что она попросила нас помочь ей обуздать ее внезапные вспышки гнева по отношению к детям. Кто-то спросил, занимается ли муж воспитанием детей и как он относится к ее поведению. «Ну, – отвечала она, – по правде говоря, он проводит с детьми меньше времени, чем я, почти каждый день задерживается на работе допоздна. А когда он дома и я вдруг срываюсь на кого-то из детей, он ничего особенного не говорит, только бросает на меня сердитые взгляды. Но на самом деле он хороший отец, и я знаю, что он любит меня и детей».

После того как несколько недель подряд мы слушали это малоубедительное: «На самом деле он хороший отец», – мы указали ей на эту повторяющуюся формулу, которой она старалась защитить собственного мужа от своих же упреков.1 Это замечание открыло женщине глаза, и она, наконец, поняла, что все это время просто отказывалась честно разобраться в своих чувствах, в том, как ее сердило и уязвляло отсутствие какой-либо помощи со стороны супруга.

Перед этой парой открылись новые глубины общения, когда каждый из них начал признавать свою боль и те уловки, которые позволяли им избежать ее. Сейчас они вместе учатся доверять Господу свою жажду. Они становятся более близкими и преданными друг к другу людьми. Конечно, не все идет гладко, но теперь их супружество исполнено большей теплоты и подлинной заботы, чем все предыдущие шестнадцать лет совместной жизни.

Итак, такие малые группы нуждаются в четком определении цели, основных принципов, в методе и, наконец, в ведущем или, по крайней мере, в организаторе. Это должен быть человек, обладающий следующими качествами: прежде всего, честностью по отношению к себе (желание разобраться в насущных проблемах собственной жизни), далее – способностью сопереживать (черта характера, которая возникает, когда человек переживает собственную боль и учится предавать ее в руки Господа), а также он должен иметь некоторое представление о поведении человека.

Если вы хотите искренне и откровенно делиться с кем-нибудь тем, что тяжким камнем лежит у вас на сердце, если вы хотите помогать людям добрыми советами и сами готовы принимать поддержку и ободрение с их стороны, тогда поговорите с несколькими людьми, которые, как вам кажется, могут разделить ваши интересы. Объясните им свою идею и обсудите с ними возможные цели, форму и метод организации подобной малой группы. Если кто-нибудь из них заинтересуется вашим предложением, назначьте первую встречу. Но, главное, не торопитесь. Не подталкивайте людей к «откровенному» общению. Уделите больше внимания потребностям и желаниям присутствующих, а не их уловкам, – по крайней мере, поначалу. Подробнее объясните им те принципы, на которых вы хотите строить отношения, чтобы заставить людей серьезно задуматься об их жизни.

Получайте удовольствие от совместного времяпрепровождения: пейте чай, беседуйте, пойте песни, молитесь, изучайте Писание. Пусть каждая новая встреча вызывает у вас приятное предвкушение праздника. И тогда через несколько месяцев (а может, и раньше или немного попозже) предложите людям перейти к более откровенному общению. Если вы почувствуете некоторое противодействие, отнеситесь к этому с уважением и постарайтесь деликатно разобраться, в чем причина. Не спешите, пусть все идет своим чередом. Ждите. Молитесь.

В конце концов у вас появится возможность перенастроить людей на более энергичный лад. Для начала попросите их высказаться на ваш счет: «Боюсь, мне трудно по-настоящему сближаться с людьми. Я очень переживаю, мне кажется, я всем своим видом показываю окружающим, что слишком занят. Не строю ли из себя слишком важной персоны для нормального человеческого общения? Мне бы очень хотелось услышать ваше мнение обо мне. Что вы думаете обо мне сейчас, когда я говорю эти слова? Какие чувства я у вас вызываю?».

Помните, что переключить разговор о Библии или о событиях прошедшей недели на то, что происходит прямо сейчас между членами группы, необыкновенно трудно. Решиться на такой шаг столь же непросто, как после долгих и мучительных раздумий решиться наконец сделать предложение любимой девушке. Будьте морально готовы к тому, что и вы сами, и ваши друзья испытают некоторый дискомфорт. Некоторые могут даже уйти. Быть может, вы немного поторопились, а может быть, и нет. Иной раз точно определить бывает очень нелегко. Но вы примите все как есть – неразбериху, разочарования – и продолжайте свой путь.

Некоторые могут высказать свое недовольство руководством группой, то есть вами. Постарайтесь разобраться, чем вызвано подобное отношение. Вам, возможно, придется выслушать немало весьма нелестных и сердитых замечаний. Помните, что путь к формированию крепких и здоровых отношений никогда не бывает гладким. Единственный выход избежать этого – вернуться к вежливым светским беседам ни о чем. Прикиньте, чем вам придется поступиться, и – вперед. Будьте терпеливы и упорны. Познавать себя через тесное общение с другими верующими – прекрасное и ни с чем не сравнимое подспорье для духовного роста. Дух Божий и Божье Слово играют здесь решающую роль, однако не следует недооценивать и силы людей Божьих. Тренога не может быть устойчивой, имея только две опоры.

Дух Божий, Слово Божие и люди Божьи – вот три источника, из которых мы можем черпать помощь и поддержку при изучении наших греховных уловок самозащиты. Сначала должно прийти осознание жажды, затем – умение распознавать самозащиту. И наконец, нам необходимо что-то предпринять в отношении этой жажды и тайного греха, который открывается нам в глубинах нашей души при более пристальном взгляде в себя.

До сих пор мы рассуждали о способах, с помощью которых наша жажда толкает нас на рытье негодных колодцев. Теперь пришла пора узнать, как мы можем перестать копать, побросать свои лопаты и научиться черпать вволю из потока воды живой.


ПРИМЕЧАНИЯ.

1. Уверен, что умение распознавать эти столь удобные формулы-заклинания дано не только душепопечителям. Оно исходит из искреннего желания позаботиться о другом человеке и из готовности увидеть в себе самом подобные проблемы.

Реальность.ru / Книги / Христианская психология / Внутренний мир

Назад

Оглавление

Вперед


Домой

Новости

Книги Словарь Связь Поиск

2003-2006 Alter Ego, Церковь в Москве, mail@realnost.ru

Hosted by uCoz