Домой Новости Книги Словарь Связь Поиск
 

Ларри Крабб

Внутренний мир

Реальность.ru / Книги / Христианская психология / Внутренний мир

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ

СИЛА ЕВАНГЕЛИЯ

Неужели перемена действительно возможна? Может ли человек с трудным детством научиться по-настоящему наслаждаться жизнью? Могут ли люди, которые слишком много беспокоятся о своих детях или материальных благах, или чья семейная жизнь скучна и безрадостна, люди вспыльчивые, с дурным характером – могут ли они на самом деле измениться?

Вся загвоздка здесь в словосочетании «на самом деле». Многие думают, что перемена должна быть полной, по крайней мере разительной, иначе она не в счет. А чтобы мы действительно поверили в то, что нашли секрет духовного возрастания, эта перемена обязательно должна быть именно такой, какой мы ее сами себе представляем: дающая нам то, чего мы жаждем больше всего на свете. Это может быть некое новое переживание, например, неподдельное желание любить, или чувство умиротворения и силы – тогда нам удается справляться со всеми нашими проблемами; это может быть и искреннее желание противостоять искушению или глубокое удовлетворение в Господе, которое сводит на нет отчаяние и обиды.

Если усилия «подштукатурить» однообразную супружескую жизнь приводят только к некоему подобию теплоты в отношениях друг с другом, то, скорее всего, ваша жизнь на самом деле нисколько не изменилась. Если мужчина, многие годы хранивший верность своей жене, заметно охладел к ней, но уверяет о своем неизменном влечении к супруге, признавая, однако, что по-прежнему борется с искушением завести роман на стороне, он, скорее всего, на самом деле совсем не изменился. Так разве не под силу Господу зажечь новую искру любви между этими людьми и преобразить их брак? Если Бог с нами, не стоит довольствоваться малым!

Евангельские христиане зачастую слишком многого ожидают от Господа, или, выражаясь точнее, они рассчитывают на перемены, которых Бог никогда не обещал им. Конечно, есть и такие, чьи представления о силе Божьей чрезмерно занижены, — чаще всего это просто реакция на разбитые надежды и неоправданные ожидания. Мы ухитряемся истолковывать библейское учение так, чтобы поддерживать наше стремление к совершенству. Вследствие этого у нас возникают такие запросы, осуществить которые возможно только на небесах.

Павел молится, чтобы мы укреплялись «...Духом Его во внутреннем человеке», и утверждает, что Бог «может сделать несравненно больше всего, чего мы просим или о чем помышляем» (Ефесянам 3: 16-20). Таким образом, мы объявляем силу Божью залогом перехода от угнетенного состояния к умиротворению, от разочарования – к радости, а затем живем под невыносимым бременем, которое либо подавляет нас отчаянием, либо требует, чтобы мы делали вид, что мы лучше, чем есть на самом деле.

Мысль о том, что умиротворение и радость могут только поддержать нас во времена страданий и горя вместо того, чтобы просто удалить от нас несчастья, не привлекает. Мы хотим покончить с неотвратимой болью, которую испытываем, будучи несовершенными людьми в мире, полном разочарований. Мы настойчиво противимся всяческим неудачам и неприятностям, и поэтому когда неизбежное происходит, это приносит разочарование.

Конечно, однажды мы все станем совершенными. Ничего похожего на извращенные желания, никаких бессонных ночей, когда наш ум бессильно мечется от одной заботы к другой, никакого страха перед сближением с людьми, подогреваемого воспоминаниями о предыдущих обидах. Все это ожидает нас впереди, на небесах, – но пока что мучения продолжаются. Пока мы живем в этом мире, боль неизбежна, и нам остается только смириться. Но существуют и дополнительные, излишние проблемы, которые возникают, когда мы начинаем настаивать на том, чтобы прекратились наши неизбежные страдания. Внутренняя перемена помогает нам основательно уменьшить количество этих ненужных проблем и причиняемый ими ущерб, когда мы избавляемся от своей чрезмерной требовательности, которая питает наши попытки защитить себя.

Если мы станем искать способ избавиться от неотвратимых переживаний, мы очень скоро будем разочарованы или введены в заблуждение. Людям, которые реальную перемену понимают как прекращение неизбежных страданий, заключительные главы этой книги доставят, пожалуй, немало горьких минут.

ИЗЛИШНИЕ НЕПРИЯТНОСТИ И НАША ОТВЕТНАЯ РЕАКЦИЯ

По своему личному опыту я знаю, что погружение в себя с целью обнаружить в своей душе грех самозащиты и боль, причиняемую нам общением с людьми, – дело непростое. И в отличие от старателя, чей тяжелый труд вознаграждается блеском драгоценного металла, чем глубже мы проникаем себе в душу, тем -больше грязи мы выносим на поверхность. Например, родители, которые казались своему ребенку верхом совершенства, оказывается, не оправдали многих его надежд, доставив ему немало разочарований.

Думается, наиболее логическая и естественная реакция при виде грязи, которую мы откапываем, – это желание вновь упрятать ее вовнутрь либо найти способ смыть ее. Глупо просто стоять и ничего не делать, не пытаясь как-нибудь избавиться от нее. Когда Адам был застигнут врасплох, так сказать, на месте преступления, его первой реакцией было скорее спрятаться от посторонних глаз и смастерить себе опоясание из листьев. Мне кажется, самое сложное в жизни человека – это спокойно и достойно осознать всю тяжесть своей вины и весь груз разочарования. И надо сказать, что Ева в данной ситуации плохой помощник. Нам страшно жить, не прибегая к спасительной самозащите и не делая никаких попыток замести следы своих безобразий. Мы не понимаем, как это возможно; для нас это подобно движению к смерти.

Если бы мы знали, как справляться и что делать с той болью, которую мы выносим на свет! Тогда нас еще можно было бы убедить в необходимости покопаться в своей жизни, невзирая на малоприятные последствия этого шага и душевное смятение. Если бы мы точно знали, что нам обеспечен покой, что никто и ничто не будет на нас давить, если бы могли испытывать простую человеческую радость, которая прекращает внутреннее страдание, тогда бы цена, которую мы должны заплатить за возможность заглянуть себе в душу, могла показаться приемлемой. Но если эта внутренняя перемена нисколько не облегчает наших переживаний, тогда, независимо от того, какие другие выгоды, быть может, не менее желанные, мы могли бы от этого получить, цена кажется нам слишком высокой.

Если бы мы были убеждены, что опыт, пусть даже болезненный, доверия Богу действительно может изменить нас, мы могли бы согласиться пережить его. Но настоящая перемена доступна нам и сейчас, просто это не совсем та перемена, о которой мы мечтаем. Мы требуем, чтобы с нами уже теперь произошло то, что возможно только на небесах, – мы хотим, чтобы утихла наша боль. Но для того, чтобы измениться, и измениться теперь, мы должны преодолеть нашу настойчивость.

Думаю, этот несложный рисунок прояснит, что я имею в виду.

x

Грязь на внутренней стороне чаши и блюда – это наше требование облегчения неизбежной боли, требование, которое приводит к соответствующей манере поведения, рассчитанной на то, чтобы защитить себя от этого мира, полного разочарований. Когда мы ее смываем, из нашей жизни уходят излишние проблемы. Страдание неотвратимо, но это не значит, что мы от этого становимся менее любящими или более слабыми людьми. Хроническая угрюмость, подавленность, замкнутость в себе, переживания из-за неприятностей, заставляющие нас во многом себе отказывать, невысокое мнение о самих себе, которое мешает нам быть уверенными в себе и с радостью посвящать себя семье и друзьям, – все это излишние проблемы, крадущие у нас целеустремленность и способность приобщать других к добру. Это проблемы, которые душат в нас всякие зачатки любви, которая могла бы воодушевить окружающих нас людей стремиться к Господу.

Есть большая разница между этими никому не нужными проблемами и нашей реакцией на проблемы в личной жизни. Мы не можем избежать боли и мучений. За свою жизнь нам всем приходится хоть однажды переживать душевное напряжение, в результате которого мы либо изнемогаем от злости и гнева, либо пытаемся с верою и упованием продолжать свой жизненный путь. Мы испытываем чувство глубокого разочарования, которое готово поглотить нас целиком; у нас разрывается сердце, израненное теми, кого мы любили, но кто нас отверг; мы боремся с отчаянием, которое изматывает нас до такого состояния, что мы наконец приходим к смиренной зависимости от Бога. Подобной болезненной реакции можно избежать, но только при одном условии: если бы мы жили в мире, изобилующем приятными событиями, которые позволяли бы нам притворяться, будто дела у нас идут прекрасно. Однако душа – ее не обманешь: она все равно будет болеть.

Необыкновенная сила Евангелия заключается не в его удивительной способности производить в человеке некую внутреннюю теплоту, которая преодолевает любую душевную травму и заглушает любое переживание. Если оно притязает только на это, то я стыжусь такого Евангелия. Но если в нем говорится, что мертвые люди могут жить, если в нем говорится, что те, кто не имел ни малейшей надежды на вечное счастье, может вечно жить в раю, что для грешников, заслуживающих страдать от рук разгневанного Бога, открывается возможность стать праведниками и, таким образом, сделаться достойными общения с Богом, – такого Евангелия я, вместе с апостолом Павлом, не стыжусь. Все наши старания проложить путь к новой, измененной жизни должны теперь рассматриваться именно в этом, более общем, контексте. В противном случае наши ожидания могут оказаться слишком завышены и мы можем не заметить, что требуем невозможного: требуем облегчения неотвратимой боли.

В наши дни сила Евангелия проявляется в том, что оно помогает нам преодолеть в себе дух требовательности, помогает заменить его доверием, пока мы ожидаем его полного откровения, ожидаем того дня, когда грешные люди взойдут на небо как любящие и искренние поклонники Божий, когда дальнейший грех будет немыслимым и боль будет неведомой.

У нас действительно есть средства, чтобы разобраться с приносящими разочарование событиями, с неизбежными страданиями и явными грехами, – и нам следует пользоваться ими. И хотя эти средства не решают нашей ключевой проблемы, они могут сыграть важную роль в ходе перемен. Позвольте мне кратко остановиться именно на них, прежде чем вступить на столбовую дорогу, ведущую к настоящим, глобальным переменам изнутри.

СОБЫТИЯ, КОТОРЫЕ ПРИНОСЯТ РАЗОЧАРОВАНИЕ

(ПРОБЛЕМЫ В НАШЕЙ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ)

«Что нужно делать, чтобы помочь своим детям стать более ответственными людьми? Как завести хороших друзей? Что я должен сделать, чтобы помочь моей жене? Ей, похоже, сейчас приходится несладко».

Нередко у нас в голове возникают подобные мысли. Когда мы сталкиваемся с обстоятельствами, которые вызывают у нас беспокойство, нам следует тщательно обдумать образ наших ответных действий. Наше желание иметь более сознательных детей, более близких друзей и бодрых и счастливых супругов вполне обоснованны; ранее мы назвали их «крайне важными потребностями». Первоочередными средствами для решения проблем в нашем внутреннем мире являются молитва и опора на библейские принципы.

«Господи, измени жизнь моей дочери. Я очень люблю ее и всегда буду стараться направлять ее на путь истинный, а Ты, Боже, зароди в ней желание жить для Тебя». Нам необходимо молиться о том, что глубоко беспокоит нас. Мы должны размышлять над библейскими отрывками, которые учат нас должным образом относиться к трудностям, с которыми сталкивает нас жизнь, – будь то безответственные дети, властные и деспотичные начальники, тоталитарные правительства, недовольные жены, больные тела или скудные финансы.

НЕОТВРАТИМАЯ БОЛЬ

(БОЛЬ В НАШЕМ СЕРДЦЕ)

Когда ни усиленными молитвами, ни следованием библейским принципам не удается справиться с трудной ситуацией, нам приходится иметь дело с ее последствиями и вызванными ею расстройствами. Тогда мы сосредоточиваем все свое внимание не на попытках изменить свою личную жизнь, а на уменьшении сердечной боли.

Именно это, как мне кажется, становится нашей основной заботой. Только юнцы-идеалисты, выпускники каких-нибудь частных библейских колледжей, исполненные жаждой жить для Бога, думают, что в жизни всегда все будет гладко. Ну а поскольку такого на свете не бывает и поскольку эта горькая и удручающая истина непрестанно дает о себе знать, трезвый взгляд на вещи требует, чтобы мы не жили одной надеждой на лучшие времена, но также время от времени перевязывали бы свои раны.

У многих из нас сложилось такое представление, что утешение Божье можно нанести на наши раны как целительный бальзам, который быстро облегчает боль, но нескоро заживляет. Однако все эти красивые слова о Божьем присутствии, которые мы повсюду слышим и особенно те, которые мы читаем в наших песенных сборниках, говорят о чем-то большем, нежели то, что испытывает большинство из нас. Напоминания о любви Божьей и призывы размышлять о Его заботе о нас нередко бывают не более полезны, чем раздача книг «О вкусной и здоровой пище» людям, стоящим в очереди за едой. Они хотят есть, им не нужны ваши полезные рецепты.

В последнее время большое внимание уделялось развитию различных методов утешения в Божьей истине. Целью этих методов – таких, например, как размышление на заданную тему или исцеление болезненных воспоминаний – является облегчить страдание и сосредоточиться на более утешительных, но невостребованных реалиях.

Эти приемы не раз подвергались жесткой критике как слишком уж схожие с идеями новомодного религиозного течения «Нью Эйдж» (или «Новая Эра») о внутренних голосах и тому подобных вещах.[1] Однако упор на раздумья и использование образов, отражающих библейскую истину, представляется мне вполне правомерным. Все Священное Писание исполнено образностью, рассчитанной на то, чтобы более живо показать истину, чего не может сделать голословное утверждение. Что плохого в том, чтобы представить себе тихие воды, злачные пажити и Пастыря доброго, твердой рукою устраняющего всякую нужду? Это прекрасно, когда мы спокойны, зная, что волосы на нашей голове сосчитаны. Но, к сожалению, нередко мы на этом и останавливаемся. Часто люди сосредоточивают все свое внимание на чудных и славных мыслях о Боге, тем самым пытаясь заглушить неутешительные и ужасные мысли о самих себе. Например, женщины, подвергшиеся жестоким домогательствам, могут чисто визуально представлять себе Христа и думать о том, как глубоко Он их любит, как уважает и заботится о них, невзирая на весь тот ужас, которым им пришлось пережить. Однако, обращаясь к этому зрительному образу, женщины зачастую пытаются избавиться от мучительных мыслей о самих себе, которые продолжают управлять их поведением при общении с людьми.[2]

Существуют в нашей жизни такие проблемы, которые мы не должны заглушать в себе, а наоборот, должны стараться вникнуть в них и понять. Внутренняя перемена подразумевает твердый и пристальный взгляд на нашего Господа, способный изменить всю нашу жизнь, потому что он отражает наш поворот от самоотверженности к самодостаточности. Без покаяния обращение ко Христу производит только видимое благополучие.

ЯВНЫЙ ГРЕХ (ГРЕХ В ПОВЕДЕНИИ)

В предыдущих главах я уже говорил о нелепости наших попыток способствовать внутренней перемене, обращая внимание только на внешние, явные грехи. Искренние старания переносить боль и продолжать свое поприще, при этом оставаясь чистыми от греха, – это тяжкий труд. Для этого необходима нравственная дисциплина. Мы должны уметь подавить в себе желание накричать на своего бестолкового ребенка или соблазн хоть одним глазком взглянуть на неприличную картинку в журнале. Мы должны укреплять себя, читая и размышляя над Словом Божиим.

Но даже этого еще мало. Грязь так глубоко въелась в ковер, что обычный пылесос здесь не поможет. Нам требуется жесткая щетка и хороший пятновыводитель. Как бы мы ни старались исправить что-то в своем поведении, но если мы не понимаем, что значит покаяние и от чего нам нужно очиститься, наше усердие сделает нас, скорее, более самодовольными, нежели располагающими к себе. Нам не удастся возбудить в людях желание поступать как должно, мы сможем только давить и заставлять.

Нам следует пойти на шаг дальше. Чтобы измениться изнутри, от человека требуется больше, чем просто

  • уметь разобраться с проблемами в своей личной жизни с помощью молитвы и стараний поступать по-библейски;
  • справляться с болью в сердце размышлениями над утешительными истинами;
  • отвечать на свое греховное поведение решимостью противостоять искушениям.

Мы должны найти способ избавиться от греха в нашем сердце: от того требовательного духа, той страстной жажды немедленного, сиюминутного счастья, которое возможно только на небесах, той манеры общения, рассчитанной на то, чтобы защитить нас от ужасной истины, что у нас нет того, чего мы так отчаянно желаем. В оставшейся части этой книги мы рассмотрим, что значит покаяться в грехе, таящемся в глубинах сердца.

ГРЕХ В ОБЩЕНИИ (ГРЕХ В СЕРДЦЕ)

Я убежден, что большинство христиан просто не задумывается об этом грехе. Конечно, мы понимаем, что нехорошо быть недобрыми, жестокими или злословящими, нам нетрудно поверить в то, что Богу неугодно, когда мы нарушаем заповедь любви. Но погрузиться в боль, спрятанную в глубине нашей души, чтобы увидеть, как упрямо мы держим дистанцию друг с другом в своей отчаянной попытке защитить себя от страданий, – такой подход к пониманию греха в отношениях между людьми не является широко распространенным.

Высокообразованные богословы, отзывчивые и ревностные к вере пасторы, ответственные бизнесмены, замечательные, талантливые женщины – все они могут долгие годы вести христианский образ жизни, ни разу не проверив свою манеру общения на греховность. Можно прекрасно разбираться в богословии и в то же самое время оставаться глухим к главной доктрине христианства: мы были призваны к богообщению, поэтому можем полноценно общаться и с людьми. Мне кажется, без понимания нашей греховной самозащиты при общении с окружающими и без особых усилий избавиться от нее никакого развития в отношениях между людьми быть не может.

Перемена в человеке – это процесс всей жизни, когда мы все яснее сознаем, как одиноко мы чувствуем себя, общаясь с другими, как сильно мы жаждем того, чего нам не могут дать даже самый замечательный брак и самая крепкая дружба. Это процесс, когда мы постепенно приходим к пониманию того, с каким завидным упрямством мы подавляем в себе ощущение гнетущей боли и жестокого разочарования. До тех пор пока мы со слезами на глазах не признаем, с какой непримиримостью мы боремся со своими душевными страданиями и что эта непримиримость есть отражение нашего богохульного решения самим позаботиться о своем благополучии, мы будем не в состоянии установить то, как наша манера общения мешает нам любить других.

Глубокое и искреннее покаяние возможно только тогда, когда мы откроем свое сердце Слову Божию, когда мы откроем свои уши гласу Духа Святого, научимся адекватно воспринимать критику из уст братьев-христиан и когда мы придем, наконец, к осознанию греховности в наших взаимоотношениях с людьми. Покаяние требует от нас гораздо большего, чем простого признания того, что мы грешны и время от времени грешим. Оно требует, чтобы мы увидели грех во всей его уродливости, которая может вызвать в нас отвращение к самим себе, но которая поможет нам обратиться от самозащиты к любви. Оно требует, чтобы мы исследовали все те многочисленные способы, которыми мы пытаемся защитить себя, когда общаемся с приятелями, работаем, выступаем на каком-нибудь собрании или ведем светские беседы после воскресной службы. Оно требует, чтобы мы изменили свое поведение, потому что на самом деле все мы жаждем откровенного и искреннего общения, невзирая на грозящие нам опасности.

Как только мы понимаем, в чем заключается греховность нашего общения с людьми, мы каемся, коренным образом меняя наши побуждения и обращаясь от самосохранения к доверию на основе веры в то, что Христос дал нам жизнь и сохранит ее для нас. Плод покаяния – это измененный стиль общения, который заменяет защитную реакцию любовью и участием.

В одном потрясающем месте из книги пророка Осии (14:2-4) Бог как раз говорит израильтянам, современникам Осии, как нужно каяться и какое покаяние можно считать глубоким и подлинным.

«Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему; ибо ты упал от нечестия твоего. Возьмите с собою молитвенные слова и обратитесь к Господу; говорите Ему: "отними всякое беззаконие и прими во благо" , и мы принесем жертву уст наших. Ассур не будет уже спасать нас; не станем садиться на коня и не будем более говорить изделию рук наших: боги наши"; потому что у Тебя милосердие для сирот».

Взгляните, что же, собственно, делает наше покаяние истинным.

«Обратись к Господу Богу твоему»

Для того чтобы в нас произошли какие-либо перемены, нам прежде всего необходимо обратиться к Господу. Христос определил вечную жизнь как познание Бога (Иоанна 17:3), и Своей искупительной смертью дал возможность грешным людям исцелиться для Богообщения. Возрастание в христианской жизни означает движение к высшему знанию Бога. Каждое наше усилие измениться должно иметь своей целью переход от опоры на собственные силы к зависимости от Господа.

Можно бороться с проблемами в нашем внутреннем мире при помощи молитвы и отчаянных попыток следовать библейским принципам, искать облегчения от боли в сердце через созерцание поразительных истин, с твердым желанием слушаться Господа, противостоя греховным искушениям, и при этом все дальше и дальше уходить от Бога, воздвигая между собою и людьми крепкие оборонительные валы. Однако христиане призваны общаться, любить и заботиться об окружающих без всякой боязни и стремления защитить себя.

«Возьмите с собою молитвенные слова»

Покаяние – это нечто большее, чем абстрактное стремление к переменам. Божье требование взять с собою слова молитвы, когда мы приступаем к Нему с покаянием, подразумевает, что мы должны иметь достаточно ясное представление о том, в чем мы, собственно, каемся. Чем глубже наше осознание греха, тем искреннее наше покаяние. Поскольку до тех пор пока мы не пребудем на небесах, нам не дано во всей полноте узнать, что мы собой представляем, мы должны непрестанно молиться, чтобы Господь очистил нас от скрытых пороков. Но это вовсе не означает, что нам не стоит даже пытаться разобраться в том, как и в чем мы грешим.

«Отними всякое беззаконие»

Покаяние – это обращение от греха, которое возможно только благодаря Божьей готовности простить нас. Изменившиеся обстоятельства, избавление от сердечной боли и верные поступки иногда могут облегчить излишние ненужные проблемы, но такая перемена не приведет нас к осознанию заложенных в нас способностей любить людей могучей любовью. Мы сможем по-настоящему любить только после того, как разберемся с грехом в нашем сердце.

«Прими во благо, и мы принесем жертву уст наших» Очень многие наши усилия перемениться имеют скрытые, но достаточно четкие установки. Мы готовы поработать над собой в надежде, что тяжелые обстоятельства облегчатся, а неприятные ощущения улетучатся прочь. «Ну ладно, так и быть, я схожу к психоаналитику. Надеюсь, это заставит мужа задуматься о своем поведении». Или: «Надо бы мне побольше времени уделять общению с Господом, а то я что-то чувствую себя каким-то подавленным».

Истинное покаяние питается надеждой на более глубокое познание Бога и более искреннее Ему поклонение. «Прими нас, и мы поклонимся» – вот главная мысль слов Осии. Но для многих христиан слово «поклоняться» означает просто размышлять о Боге раз в неделю тихим воскресным утром, от случая к случаю слушая пламенные проповеди и проникаясь торжествующими или скорбными звуками музыки. Мы сможем прийти к истинному пониманию того, что значит поклоняться Богу, лишь тогда, когда сумеем оставить всякие земные надежды на обретение полноценной жизни, а для этого мы должны смело и решительно взглянуть на свое разочарование во взаимоотношениях с людьми и принять его. Мы научимся по-настоящему поклоняться Господу, когда осознаем главную истину: жизнь – во Христе, а без Него это – не жизнь.

«Ассур не будет уже спасать нас; не станем садиться на коня»

Израиль находился на грани катастрофы. Страна была ослаблена и беззащитна. И, подобно всем испытывающим страх людям, народ Израиля стал искать немедленной помощи любыми доступными средствами: оборонительный союз с Ассирией вдобавок к собственным вооруженным силам мог бы быть неплохим выходом из положения.

Если бы на меня напал грабитель, я бы попытался бежать, позвал бы на помощь, брызнул бы ему в глаза из газового баллончика или просто отдал бы ему кошелек, лишь бы спасти свою жизнь. Но когда нападению подвергается благополучие нашей души, мы не должны защищаться, даже если попытка избежать гибели кажется нам верным решением. Увы, подобные ухищрения ведут нас к смерти. Христос довольно сильно противоречил здравому смыслу, когда учил, что жизнь можно обрести, только оставив всякое намерение ее сберечь.

Израиль обратился к Ассирии и боевым коням ради того, чтобы выжить как государство. Мы прибегаем к самозащитным уверткам при общении с людьми для того, чтобы обеспечить свое личное выживание. Если мы желаем искренне покаяться, мы должны настроиться на то, что нам не на что и не на кого будет рассчитывать в стремлении сохранить свою жизнь. Никакая Ассирия нам не поможет, и всякая самозащита тщетна. Поэтому нам не следует более полагаться на собственные силы, мы должны смиренно довериться Богу. А если и Он не справится, тогда мы погибнем. Именно осознание этой истины ведет к перемене.

«Не будем более говорить изделию рук наших: "боги наши"»

В этом – суть покаяния. Христос зовет жаждущих прийти к Нему. Но поскольку мы не просто жаждущие люди, но еще и мятежные упрямцы, мы хватаемся за игрушечные лопатки и бежим в пустыню или в Ханаан рыть свои личные колодцы. Мы, как люди, борющиеся за выживание, готовы быть кузнецами своего счастья. К падшим людям вера легко не приходит.

Но она все же должна прийти. И чтобы возрастать в ней, мы должны раз и навсегда покончить со своею самодостаточностью. Нам следует распознать и оставить наши жалкие попытки сохранить чувство собственного достоинства и личной безопасности при общении с другими людьми. Энергичная и волевая женщина, которую неоднократно подводил бесхарактерный отец и еще более безвольный муж, должна понять, что ее жесткая манера общения – это ее защита от дальнейшей боли. Она должна решиться оставить свою излишнюю сухость и избрать чреватый опасностями узкий путь откровенности и доброго участия. Такой выбор подобен самоубийству, но на самом деле это дорога к жизни. «Кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее» (Луки 9:24).

«У Тебя милосердие для сирот»

Дети без отца беззащитны, уязвимы и беспомощны. Покаяние приводит нас к новому переживанию нашего разочарования и чувства одиночества. Это причиняет нам боль, которую невозможно унять. Но когда мы по-настоящему доверяем Богу, когда мы, несмотря на всю свою беспомощность, готовы повернуться к людям лицом, и только потому, что такова для нас Божья воля, тогда Его сострадание постепенно начинает завладевать нашей душой. Пока мы идем по пути, который, казалось бы, ведет к смерти, внутри нас тихо нарастает ощущение жизни.

ПЛОДЫ ПОКАЯНИЯ

Когда покаяние обращает нас от самозащиты к доверию, тогда Господь начинает действовать в нашей душе преобразующей силой. Он «врачует отпадение наше» (Осия 14:5), и неистребимое желание грешить более не владеет нами. Он углубляет наши корни (стих 6), придавая нам небывалое ощущение устойчивости и равновесия. Он обеспечивает нашу «красоту и благоухание» (стих 7), наша жизнь становится привлекательной. Люди собираются под нашей тенью (стих 8), это означает, что мы приносим людям благословение Божье. Мы узнаём, что наша плодотворность происходит от Бога (стих 9), и наше сердце поклоняется Ему с признательностью и любовью.

«Кто мудр, чтобы разуметь это? Кто разумен, чтобы познать это? ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них» (Осия 14:10).

Покаяние, которое соответствует этому описанию, приводит к переменам в нашем характере. Проблемы в нашем внутреннем мире остаются. Мы по-прежнему страдаем. Мы иногда совершаем ошибки. Но чем яснее мы сознаём, как глубоко это пристрастие к самозащите пропитало всю нашу манеру общения, и чем мужественнее мы начинаем бороться со своими уродливыми потугами сберечь себя вместо того, чтобы любить других, тем резче мы будем менять направление своего движения по жизни. Покаяние, глубокое обновление ума, обретение нового взгляда на то, что для нас является источником жизни, признание того, что настоящая жизнь возможна только во Христе и нигде больше, придает нам сил, устойчивости в жизни и определенную притягательность, которые и указывают на то, что в нашей душе происходят перемены.

Покаяние – это не панацея и вообще оно дается с трудом. Цена его достаточно высока. Для того чтобы покаяние было глубоким и могло очистить наши души от накопившейся грязи, нам предстоит пережить тяжелые времена. Последняя глава этой книги описывает путь к такому глубокому покаянию.


ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Иной раз эта критика вполне оправдана. Течение «Новая Эра» и христианство вовсе не дополняют друг друга. По всем основополагающим вопросам они вопиюще противоречат друг другу. Смешение столь разных идеологий открывает дорогу влиянию лжедухов. Этого, конечно, необходимо избегать.

2. Поруганные женщины часто ощущают себя дешевыми, грязными и очень одинокими, в то время как они отчаянно нуждаются в чьем-нибудь участии. Образы Христа, помогающие этим женщинам унять их боль, могут, однако, увлечь их в сторону от того, чтобы честно разобраться, что их, собственно, мучит, и это, следовательно, мешает им распознать в себе все те уловки, на которые они идут в своем стремлении защитить себя. Подобного рода приемы способны заглушить в человеке желание покаяться.

Реальность.ru / Книги / Христианская психология / Внутренний мир

Назад

Оглавление

Вперед


Домой

Новости

Книги Словарь Связь Поиск

2003-2006 Alter Ego, Церковь в Москве, mail@realnost.ru

Hosted by uCoz